CAYNE — Санитарный день
Матафонов П.
Я пролистал свою библиотеку в Steam в поиске чего-нибудь совершенно неизведанного, о чем у меня нет никаких представлений или ожиданий. Набранный капслоком тайтл CAYNE был мне совершенно не знаком. Я не мог вспомнить, когда добавил эту игру на аккаунт, или даже в каком она может быть жанре. «Какое-то инди с раздачи», — подумал Штирлиц, и был, в принципе прав. Чего я не ожидал, так насколько удачным окажется мой тычок вслепую.
Жанр: | Horror Adventure |
Год: | 2017 |
Разработчик: | THE BROTHERHOOD |
Системные требования: | Офисный компьютер |
Сложность: | Классическая |
Знание английского: | Обязательно |
Вступительный ролик завершился быстро, и меня тут же кинуло в игровой процесс — дикие вопли, непонятные конструкции и какая-то аморфная сущность, готовящаяся разворотить мою репродуктивную систему промышленным грабером для чистки канализации. Окинув окружение быстрым взглядом, я заметил скальпель, халатно оставленный в досягаемости незафиксированных рук пациента. Я тут же схватил его, и он исчез в инвентаре. «Так это квест!», — сообразил я, после чего использовал лезвие на шее доктора.
Мы играем за Хэдли, молодую женщину, которая записалась на аборт и после укольчика проснулась в техногенном кошмаре. Поначалу непонятно: галлюцинация ли это, воплощение ее внутренних переживаний, или какое-то параллельное измерение — все настолько чужеродно, враждебно и гротескно. И нужно уйти с головой в этот отвратительный мир, чтобы собрать все необходимые кусочки для понимания происходящего. И все равно на этой отталкивающей картине будут зиять «терры инкогниты», отчасти потому, чир игра связана с другим квестом студии — Stasis, но, в принципе, ознакомление с ним необязательно. Лично мне, нравится бродить в потемках и придумывать собственные трактовки. На мой взгляд, недосказанность — крайне важный элемент хоррора, и слишком часто первоначальное впечатление портят, пытаясь объяснить все и вся.
Вы, должно быть, уже обратили внимание на нехарактерное для квестов (да и хорроров тоже) положение камеры — она показывает вид сверху, как в какой-нибудь Fallout или Diablo. По хорошему счету, единственный классический квест, использовавший подобную перспективу — это Sanitarium, у нас издававшийся как «Шизариум». Объединяет проекты и общая атмосфера ненормальности, откровенной извращенности и противоестественности, которые столь редко можно встретить в коммерческих видеоиграх. CAYNE не стесняется демонстрировать свой плохой вкус и показывать совершенно ужасные деяния, так что нужно пребывать, либо в определенном настроении, либо обладать определенным складом характера, чтобы дойти до конца не заблевав монитор.
С оригинальной игрой конца 90-х игру роднят и загадки — сложноватые в своем большинстве и требующие предельной внимательности от игрока, остатки рассудка которого твердят ему прыгнуть в чан с хлоркой. По-хорошему, есть только один не совсем логичный пазл и один совсем нелогичный. Я их заспойлерю, чтобы вам не мучаться: чтобы узнать форму предохранителя, нужно вымазать пластинку порошком; соединив лезвие и шест вы получите рычаг, а не копье. И не говорите, что я испортил вам все удовольствие, я сэкономил вам драгоценные минуты на гугление прохождения — именно эти два момента поставили меня в тупик.
А теперь вторая важная особенность игры — она совершенно бесплатна. В это трудно поверить, т.к. качество исполнения соответствует коммерческому проекту. Здесь есть и красивые видеозаставки, по которым я очень соскучился, и отличные актеры, и проработанные локации, одну из которых даже можно назвать красивой в обычном понимании этого слова. Единственное, в чем можно заметить отпечаток бюджетности — это постоянный бэктреккинг и небольшую продолжительность игры. И если первое конкретно заматывает, особенно, когда ты прешься в другой конец комплекса, чтобы проверить, не пропустил ли чего, или чтобы перечитать оставленную на полу записку, то во втором я не вижу большой проблемы. Я прошел игру за два вечера и вряд ли согласился бы на большее.
Финал, конечно, был подпорчен предсказуемым «вот это поворотом», но в целом этот дом с приведениями меня так неплохо потрепал. Буду следить за творчеством разработчиков. █
UPD: После знакомства с другими играми вынужден признать, что CAYNE понравилась больше всего. STATSIS неплох, но очень темный и не такой сумасшедший, Beautiful Desolation — очень прикольная и оригинальная, но прохождение — сущий кошмар. Bone Totem еще не пробовал.
★★★★★★★☆☆☆ |