CAYNE — Санитарный день


Хорошая игра. Не рекомендую.

Матафонов П.

Я пролистал свою библиотеку в Steam в поиске чего-нибудь совершенно неизведанного, о чем у меня нет никаких представлений или ожиданий. Набранный капслоком тайтл CAYNE был мне совершенно не знаком. Я не мог вспомнить, когда добавил эту игру на аккаунт, или даже в каком она может быть жанре. «Какое-то инди с раздачи», — подумал Штирлиц, и был, в принципе прав. Чего я не ожидал, так насколько удачным окажется мой тычок вслепую.

Жанр: Horror Adventure
 Год:
 Разработчик:
Системные требования: Офисный компьютер
Сложность: Классическая
Знание английского: Обязательно

Вступительный ролик завершился быстро, и меня тут же кинуло в игровой процесс — дикие вопли, непонятные конструкции и какая-то аморфная сущность, готовящаяся разворотить мою репродуктивную систему промышленным грабером для чистки канализации. Окинув окружение быстрым взглядом, я заметил скальпель, халатно оставленный в досягаемости незафиксированных рук пациента. Я тут же схватил его, и он исчез в инвентаре. «Так это квест!», — сообразил я, после чего использовал лезвие на шее доктора.

Мы играем за Хэдли, молодую женщину, которая записалась на аборт и после укольчика проснулась в техногенном кошмаре. Поначалу непонятно: галлюцинация ли это, воплощение ее внутренних переживаний, или какое-то параллельное измерение — все настолько чужеродно, враждебно и гротескно. И нужно уйти с головой в этот отвратительный мир, чтобы собрать все необходимые кусочки для понимания происходящего. И все равно на этой отталкивающей картине будут зиять «терры инкогниты», отчасти потому, чир игра связана с другим квестом студии —  Stasis, но, в принципе, ознакомление с ним необязательно. Лично мне, нравится бродить в потемках и придумывать собственные трактовки. На мой взгляд, недосказанность — крайне важный элемент хоррора, и слишком часто первоначальное впечатление портят, пытаясь объяснить все и вся.

Вы, должно быть, уже обратили внимание на нехарактерное для квестов (да и хорроров тоже) положение камеры — она показывает вид сверху, как в какой-нибудь Fallout или Diablo. По хорошему счету, единственный классический квест, использовавший подобную перспективу — это Sanitarium, у нас издававшийся как «Шизариум». Объединяет проекты и общая атмосфера ненормальности, откровенной извращенности и противоестественности, которые столь редко можно встретить в коммерческих видеоиграх. CAYNE не стесняется демонстрировать свой плохой вкус и показывать совершенно ужасные деяния, так что нужно пребывать, либо в определенном настроении, либо обладать определенным складом характера, чтобы дойти до конца не заблевав монитор.

С оригинальной игрой конца 90-х игру роднят и загадки — сложноватые в своем большинстве и требующие предельной внимательности от игрока, остатки рассудка которого твердят ему прыгнуть в чан с хлоркой. По-хорошему, есть только один не совсем логичный пазл и один совсем нелогичный. Я их заспойлерю, чтобы вам не мучаться: чтобы узнать форму предохранителя, нужно вымазать пластинку порошком; соединив лезвие и шест вы получите рычаг, а не копье. И не говорите, что я испортил вам все удовольствие, я сэкономил вам драгоценные минуты на гугление прохождения — именно эти два момента поставили меня в тупик.

А теперь вторая важная особенность игры — она совершенно бесплатна. В это трудно поверить, т.к. качество исполнения соответствует коммерческому проекту. Здесь есть и красивые видеозаставки, по которым я очень соскучился, и отличные актеры, и проработанные локации, одну из которых даже можно назвать красивой в обычном понимании этого слова. Единственное, в чем можно заметить отпечаток бюджетности — это постоянный бэктреккинг и небольшую продолжительность игры. И если первое конкретно заматывает, особенно, когда ты прешься в другой конец комплекса, чтобы проверить, не пропустил ли чего, или чтобы перечитать оставленную на полу записку, то во втором я не вижу большой проблемы. Я прошел игру за два вечера и вряд ли согласился бы на большее.

Финал, конечно, был подпорчен предсказуемым «вот это поворотом», но в целом этот дом с приведениями меня так неплохо потрепал. Буду следить за творчеством разработчиков. 

★★★☆☆☆

Похожие материалы:

Unawoved — Улицы голодных упырей

Ну что же ты, что ты потупила взор?
Сдавайся, ведьма – «Ночной Дозор»!

Уматурман, «Ночной Дозор»

Если вы не знакомы с творчеством Дейва Гилберта (Dave Gilbert), то прежде всего стоит сообщить, что он не имеет никакого известного родства с Роном Гилбертом (Ron Gilbert), но, как и он, является фигурой с квестами неразрывно связанной — начав клепать их на бесплатном движке Adventure Game Studio (AGS) более 20 лет назад, он до сих пор своему любимому инструменту и призванию не изменил. Unavowed — его самая крупная и запутанная по части скриптов игра – собранная из пикселей и палок, она требует всего 64Mb оперативки и спокойно запускается на Windows XP, что не может не радовать ретроградов, вроде меня, а также добавляет невероятный уровень олдскульной аутентичности.

Quake на Switch — Вибрация в штанах

 

— Как узнать квакера на улице?
— Он за угол боком заходит.

Еще один анекдот из 90-х

Долгое время Quake лежал в Steam в своем первородном и неприглядном виде, и чтобы нормально в него на современной машине поиграть, приходилось устанавливать различные фанатские движки, лаунчеры и прочие радости, отпугивающие уставших после рабочего дня казуалов. Но, слава Шуб-Ниггурат, о старичке вспомнили в год его двадцатипятилетия — и выкатили на все актуальные платформы отличнейший ремастер по отличнейшей цене, причем обладателям оригинала за их выслугу и преданность эту версию выдали просто так, оставив при этом оригинал нетронутым — вот это внимание! Запустили обновленный Quake и на Switch, воплотив, тем самым, в жизнь фантастические спекуляции всех школьников 90-х о Quake в портфеле.

Quake — Шутер, потрясший индустрию

 
Большой, белый, бьется током, но не холодильник.

Шутка из 90-х.

Уму непостижимо, как такой совершенно циничный, окончательно разваливший изначальную id Software и сделанный в режиме аврала проект смог не только оставить в истории индустрии такой мощный след, но и оказаться на удивление отличной игрой, время над которой попросту невластно — если в начале 2000-х, когда по всем фронтам наступал такой мощный прогресс, еще можно было сомневаться в том, что Quake останется актуальным, то теперь же нам предельно ясно, что Quake с нами навсегда — также как и классическая литература, театр, кино и прочие произведения искусства, которые с годами раскрываются со все новых сторон.