Portal — Торт самый


This was a triumph.

GlaDOS

2007 год Valve выпускает игровой сборник The Orange Box, самое выгодное предложение на рынке, внутри которого уместились Half-LIfe 2, два эпизода к нему, Team Fortress 2 и Portal. Более странной официальной коллекции новинок свет до сих пор так и не видывал. Если наличие Team Fortress 2 еще можно было объяснить тем, что оригинальная Half-Life шла вместе с Team Fortress Classic, то наличие Portal, вероятно вызвано тем, что у оригинальной Half-Life обучение было оформлено в форме тестирования HEV-костюма на специальном тренировочном полигоне. Что ж, на этот раз мы тестируем портальную пушку. 

Жанр: Puzzle Adventure Horror Comedy
 Год:
 Разработчик:
Системные требования: Офисный компьютер. Xbox 360, PS3, Switch
Сложность: Легкая
Знание английского: Крайне желательно

Гордо вынесенная в название Portal механика похожа на волшебство — нам и вправду разрешают создавать самые настоящие межпространственные порталы — прорубить окно в стене и свалиться с потолка. И это не какой-то фокус или отдельные выставочные образцы инновационной wow-технологиии, как в какой-нибудь Prey, а постоянный, основополагающий и интерактивный элемент игры. Кажется, что подобное невозможно без нескончаемых ошибок, и разработчики признаются, что перед ними стояло искушение попросту проигнорировать отдельные проблемные моменты, т.к. их невозможно было воспроизвести в ходе кампании. Доводить физику порталов до идеала их заставило то, что эти несовершенства обязательно бы всплыли в пользовательских уровнях, а что может быть хуже, чем оригинальное решение головоломки, испорченное сырой технологией?

Ведь начинается все, как и положено, очень просто: вот — стерильные испытательные камеры, вот — большие красные кнопки, вот — двери на выход. Если только присмотреться, то можно обратить внимание на то, что стены давно утратили свою белоснежность и успели растрескаться, и чем дальше мы продвигаемся вглубь комплекса тем явней становятся следы запустения — внутренняя машинерия начинает вываливаться наружу, вторгаясь в пространство контролируемого опыта. В ключевой момент игрок оказывается в роли лабораторной мыши, которая умудрилась прогрызть дырку в лабиринте, и ей открылось невидимое ранее закулисье коридоров НИИ. Вместо придуманных кем-то головоломок ты борешься с обстоятельствами, ломаешь систему, что, в большинстве случаев, конечно же не так, но неординарные решения все равно могут возникнуть, исходя из особенностей движка.

Нам несказанно повезло, что Portal был создан на Source Engine, который так идеально подходит для создания заброшенных помещений, своей лиминальной природой стимулирующих чувства изолированности и одиночества. Кругом — ни души, ни тела, ни даже каких-то личных вещей — единственный, кто следит за нашими успехами, — это Искусственный Интеллект комплекса, чей бестелесный механический голос преследует нас подобно призраку. Ее зовут GlaDOS, и она лучшее, что могло случиться с игрой. О том насколько важна ее роль становится понятно в дополнительных сценариях, лишенных ее монологов.

Идея злого ИИ не нова — человекоподобные машины всегда вызывали эффект «зловещей долины», но по-настоящему страшными роботы стали, когда обрели дар речи, и нам открылись их совершенно логические, и в то же время исключительно бесчеловечные, представления о мире. С тех пор авторы придумывали разные ограничители, которые не позволили бы нашим железным помощникам начать геноцид кожаных мешков ради мира во всем мире. Или науки! Как в случае с первой частью игры. Во второй GlaDOS снабдили жалостливой предысторией, оправдывающей ее ненависть к ученым комплекса, но в первой части она просто одержимый тестами ИИ. Она не испытывает каких-то особенных чувств к игроку, только раздражение, когда тот нарушает установленные правила. Она хочет, чтобы все было упорядочено — обман противен ее существу, и потому, когда она старается оперировать правдой from a certain ponit of view, что приводит ко множеству комичных ситуаций. Конечно, если вам нравится черный юмор.

GlaDOS оказалась настолько удачной находкой, что ее смерть в финале первой части была отменена, она вернулась в сиквеле и даже засветилась в нескольких сторонних проектах — выступила дилером карт в Poker Night 2, прорабом в Bridge Constructor и познакомилась с HAL 9000 в Lego Dimensions. А еще она поет. Без ее интонаций и смешных реплик игра потеряла бы огромную часть своего очарования, превратившись в простую технодемку.

Под стать ей и ее «младшие сестры» турели, по природе своей машины смерти, но в кремневой своей душе существа хрупкие и ранимые — как же они жалобно кричат, упав на пол! Иногда я просто разворачиваю их к стенке и прохожу мимо. И как не вспомнить куб-компаньона, этого молчаливого очаровашку, которого мы вынуждены бросить в мусоросжигательную печь. Я слышал, что он возвращается в одном из модов, но он уже не тот душка, который спасал нашу шкуру на протяжении всего уровня.

Написанное сверху уже начинает скатываться в бред, но как подобного избежать, когда вокруг творятся такие невероятные вещи, и ты вынужден упражнять мышление в ранее немыслимых категориях, да еще в таких стрессовых ситуациях, когда провал влечет за собой неудовлетворительную оценку с последующей гибелью? Поэтому я рад сообщить, что разработчики прошли тестирование на отлично и заслуживают не только десяти чего-нибудь из десяти чего-либо, но и Шварцвальдского вишневого торта, и могут с чистой совестью покупать его в кондитерской хоть каждый день! 

P.S. Судя по всему, этот торт Чел выбрала сама, когда заполняла анкету на участие в тестировании. Кто такая Чел? О, черт, я совсем забыл об этом. В общем, она — местный Гордон Фримен.

★★★★★★

Похожие материалы:

Unawoved — Улицы голодных упырей

Ну что же ты, что ты потупила взор?
Сдавайся, ведьма – «Ночной Дозор»!

Уматурман, «Ночной Дозор»

Если вы не знакомы с творчеством Дейва Гилберта (Dave Gilbert), то прежде всего стоит сообщить, что он не имеет никакого известного родства с Роном Гилбертом (Ron Gilbert), но, как и он, является фигурой с квестами неразрывно связанной — начав клепать их на бесплатном движке Adventure Game Studio (AGS) более 20 лет назад, он до сих пор своему любимому инструменту и призванию не изменил. Unavowed — его самая крупная и запутанная по части скриптов игра – собранная из пикселей и палок, она требует всего 64Mb оперативки и спокойно запускается на Windows XP, что не может не радовать ретроградов, вроде меня, а также добавляет невероятный уровень олдскульной аутентичности.

Quake на Switch — Вибрация в штанах

 

— Как узнать квакера на улице?
— Он за угол боком заходит.

Еще один анекдот из 90-х

Долгое время Quake лежал в Steam в своем первородном и неприглядном виде, и чтобы нормально в него на современной машине поиграть, приходилось устанавливать различные фанатские движки, лаунчеры и прочие радости, отпугивающие уставших после рабочего дня казуалов. Но, слава Шуб-Ниггурат, о старичке вспомнили в год его двадцатипятилетия — и выкатили на все актуальные платформы отличнейший ремастер по отличнейшей цене, причем обладателям оригинала за их выслугу и преданность эту версию выдали просто так, оставив при этом оригинал нетронутым — вот это внимание! Запустили обновленный Quake и на Switch, воплотив, тем самым, в жизнь фантастические спекуляции всех школьников 90-х о Quake в портфеле.

Quake — Шутер, потрясший индустрию

 
Большой, белый, бьется током, но не холодильник.

Шутка из 90-х.

Уму непостижимо, как такой совершенно циничный, окончательно разваливший изначальную id Software и сделанный в режиме аврала проект смог не только оставить в истории индустрии такой мощный след, но и оказаться на удивление отличной игрой, время над которой попросту невластно — если в начале 2000-х, когда по всем фронтам наступал такой мощный прогресс, еще можно было сомневаться в том, что Quake останется актуальным, то теперь же нам предельно ясно, что Quake с нами навсегда — также как и классическая литература, театр, кино и прочие произведения искусства, которые с годами раскрываются со все новых сторон.