Portal — Торт самый
GlaDOS
2007 год Valve выпускает игровой сборник The Orange Box, самое выгодное предложение на рынке, внутри которого уместились Half-LIfe 2, два эпизода к нему, Team Fortress 2 и Portal. Более странной официальной коллекции новинок свет до сих пор так и не видывал. Если наличие Team Fortress 2 еще можно было объяснить тем, что оригинальная Half-Life шла вместе с Team Fortress Classic, то наличие Portal, вероятно вызвано тем, что у оригинальной Half-Life обучение было оформлено в форме тестирования HEV-костюма на специальном тренировочном полигоне. Что ж, на этот раз мы тестируем портальную пушку.
Жанр: | Puzzle Adventure Horror Comedy |
Год: | 2007 |
Разработчик: | Valve |
Системные требования: | Офисный компьютер. Xbox 360, PS3, Switch |
Сложность: | Легкая |
Знание английского: | Крайне желательно |
Основная игровая механика похожа на волшебство — нам и вправду разрешается создавать настоящие межпространственные порталы — прорубить окно в стене и выскочить из потолка. Это не отдельные демонстрации wow-технологиии, как в какой-нибудь Prey, а постоянный интерактивный элемент игры, вынесенный в заголовок. Кажется, что подобное невозможно воплотить без нескончаемых ошибок, и разработчики признаются, что перед ними стояло искушение опустить некоторые технические аспекты, попросту проигнорировав проблемные ситуации в кампании, но в итоге они пришли к выводу, что модеры все равно вытащат всю подноготную наружу, и потому отлаживали физику порталов до тех пор, пока она не стала идеальной. Ведь, что может быть хуже, чем оригинальное решение головоломки, перечеркнутое несовершенством технологии?
Ведь начинается, как и положено, все очень просто: вот стерильные белоснежные камеры, вот экспериментальное оборудование, но постепенно полигоны становятся все запутанней, и стоящая за безупречными белыми стенами машинерия начинает вторгаться в пространство опыта. В ключевом моменте игрок оказывается в роли мыши, которая умудрилась прогрызть дырку в лабиринте, и ей открылось невидимое ранее закулисье коридоров НИИ. Вместо придуманных кем-то головоломок ты решаешь задачи, которые тебя подбрасывает судьба — появляется чувство, что ты ломаешь систему, что, в большинстве случаем, конечно не так, хотя неординарные решения все же могут возникнуть, исходя из особенностей движка.
Нам несказанно повезло, что Portal был создан на Source Engine — он единственный способен создавать подобные лиминальные пространства, заставить чувствовать изолированность и одиночество в служебных помещениях какого-нибудь комплекса. Кругом — ни души, не тела, ни даже каких-то личных вещей — единственный, кто следит за нашими успехами — это Искусственный Интеллект комплекса, чей бестелесный механический голос следует за нами подобно призраку. Ее зовут GlaDOS, и она лучшее, что могло случит с игрой.
Идея злого ИИ не нова — эффект «зловещей долины» всегда шел бок о бок с человекоподобными машинами и получил новое развитие, когда те начали мыслить, оперируя категориями вне человеческой морали, сдерживаемые специальными ограничителями, только благодаря которым наши железные помощники не начинают геноцид на благо всего мира. Или науки! Как в случае с первой частью игры. Во второй у GlaDOS появляется жалостливая предыстория, оправдывающая ее ненависть к ученым комплекса, но в первой части она просто одержимый тестами ИИ. Она не испытывает ненависти к игроку, только раздражение, когда тот нарушает установленные правила. Она хочет, чтобы все было упорядочено — ложь и обман противна ее существу и потому, когда она вынуждена включать свое воображение, то выдает до невозможного комичные реплики, а потому предпочитает оперировать правдой from a certain ponit of view.
GlaDOS оказалась настолько удачной находкой, что ее смерть в финале первой игры была отменена, она вернулась в сиквеле и даже засветилась в нескольких сторонних проектах — выступила дилером карт в Poker Night 2, прорабом в Bridge Constructor и познакомилась с HAL 9000 в Lego Dimensions. А еще она поет. Без ее интонаций и смешных реплик игра потеряла бы огромную часть своего очарования, превратившись в простую технодемку.
Под стать ей и ее «младшие сестры» турели, по природе своей машины смерти, но в кремневой своей душе существа хрупкие и ранимые — как они жалобно кричат, упав на пол! Иногда я просто разворачиваю их к стенке и прохожу мимо. И как не вспомнить куб-компаньона, этого молчаливого очаровашку, которого мы вынуждены бросить в мусоросжигательную печь. Я слышал, что он возвращается в одном из модов, но он уже не тот душка, который спасал нашу шкуру на протяжении всего уровня.
Написанное сверху уже начинает скатываться в бред, но как к такому складу мышления не приближаться, когда вокруг творятся такие невероятные вещи, и ты вынужден упражнять мышление в ранее немыслимых категориях, да еще в таких стрессовых ситуациях, когда провал теста равносилен неудовлетворительной оценке с последующей гибелью? Поэтому я рад сообщить, что разработчики прошли тестирование на отлично и заслуживают не только десяти чего-нибудь из десяти чего-либо, но и Шварцвальдского вишневого торта, и могут с чистой совестью покупать его в кондитерской хоть каждый день! █
★★★★★★★★★★ |