Pandora Directive — Федорино Горе

Терри Пратчетт

Я никогда не видел материалов об этой игре в журналах и никогда не натыкался на ролики про нее в YouTube. И не мог понять почему — ведь она совершенно невероятна для своего времени! Я ожидал увидеть пережатое видео, плохую игру актеров и минимальный геймплей в духе визуальных новелл, и потому был просто ошарашен амбициозностью проекта, который предлагает совсем несвойственные древним играм удобства вроде fast-travel и продвинутой системы подсказок, а также кучу необычных идей, редко встречающихся вместе. Во многом Pandora Directive сильно опередила свое время. Так почему же я поставил только пять звезд?!

Жанр: Cyberpunk Noir Comedy Horror Adventure 
 Год:
 Разработчик:
Системные требования: Компьютер типа IBM
Сложность: Настраиваемая
Знание английского: Обязательно
Продолжительность: до 20 часов

Жизнь частного детектива не лишена романтики — иногда даже удается спасти мир. Но эти радостные моменты длятся недолго, и вот вчерашний герой Текс Мерфи (в исполнении Криса Джонса, создателя серии) вновь оказывается в том же незавидном положении, что и прежде: клиент не идет, сбережения тают, а долгов и врагов с каждым днем становится все больше.  Более того, девушке-газетчице из ларька по соседству, а по совместительству любви всей жизни, исполняется тридцатник, и она собирается покинуть послевоенный Сан-Франциско не такого уже и далекого будущего. Так что Текс должен понять, что для него важнее: получать по морде в подворотне, или жить скучной, но счастливой жизнью.

Зачастую попытки геймдизайнеров сыграть главную роль заканчивается ужасным кринжем, как, допустим, в случае с Dark Seed, и, учитывая идеальное попадание в образ саркастичного детектива, а также калибр снимавшихся с ним актеров (в прошлой серии засветился его однофамилиц — Джеймс Эрл Вейдер!), я был просто уверен, что Джонс — звезда какого-то местного театра, специально авторами отобранная. Но он оказался финансовым директором, человеком от Текса столь же далеким, как хэппи энд от нуарного детектива.

Но и здесь нас ждет сюрприз — у игры восемь концовок, включая одну очень хорошую и две совсем дрянные. Мне до хэппи-энда не хватило какой-то малости, и я так и не понял в чем была моя ошибка — наверное, пошутил где-то неудачно. Чтобы вернуть любовь и спасти мир, Текс, как в какой-нибудь Ultima, должен стать воплощением всех добродетелей – тупые шутейки не отпускать, попавших в беду спасать, найденные бумажники владельцам возвращать и от секса с незнакомками отказываться.

Начинается эта невероятная история полная смертельной опасности и воздержания просьбой найти пропавшего человека. Т.к. мы имеем дело с детективом (и внимательно посмотрели заставку), то можно быть на все сто уверенным, что бедолага мертв. Но его смерть — это последнее, что интересует сценариста, и постепенно наше внимание переключают на правительственные заговоры, пришельцев с других планет и химические элементы, нарушающие законы физики. К середине игра вообще превращается в survival horror, и Текс вынужден прятаться от кровожадного зеленого облака, сожравшего весь персонал секретной военной базы.

02

К этому времени у игрока накапливается столько всякой информации, знакомств, предметов и адресов, что наступает критический момент полной потерянности. Кажется, что игра теперь будет ограничиваться только новыми локациями, но нет — к примеру, несколько раз нужно будет наведываться в магазин электроники без какой-либо на то подсказки, а один раз — посетить место жительства нашего без вести пропавшего.

К этому времени у игрока накапливается столько всякой информации, знакомств, предметов и адресов, что понять, чего же от тебя хотят и в какую сторону нужно двигаться — практически невозможно. Я все надеялся, что игра начнет как-то искусственно свой огромный открытый мир ограничивать, но нет — к примеру, придется несколько раз наведаться в магазин электроники без какой-либо на то подсказки, а один раз —проверить последнее место жительства нашего без вести пропавшего, чтобы забрать посылку с кровати. Хорошо хоть ее не спрятали под кровать — потому что пиксельхантинг Pandora любит!

Постоянно растущая груда предметов в инвентаре также не вносит ясности – всю игру мы таскаем с собой мультитул (пусть в нем и остались только плоскогубцы и отвертка), которому можно было бы придумать массу применений), но он нужен только в самом конце! Простите за каламбур, но — это просто финиш. За все девять глав карманы Текст освободит лишь единожды, опять же, практически перед самым финалом, когда детективное расследование окончательно превратится в лабиринты с пазлами.

02

О, эти лабиринты! О, эти пазлы! Всего в игре два хороших таких запутанных лабиринта: один с дополнительно ухудшенным (!) управлением, другой — без каких-либо опознавательных знаков и с одинаковыми стенами. На повышенном уровне сложности к этому еще добавляется маневрирование между провалами с лавой и увороты от пролетающих мимо фаерболов. А ведь никакого стрейфа нет — перемещение осуществляется исключительно манипулятором типа «мышь»! Этим же мышиным образом нам придется играть в стелс и бегать наперегонки с таймером. Создатели и не думали ограничивать себя какими-то жанровыми рамками, и постарались сделать приключение как можно более разнообразным, но фантазии на все не хватило, и часть пазлов, включая последний, решается грубым перебором.

И это я еще не сказал про баг, из-за которого у меня пропал предмет из инвентаря, и я намертво застрял. Думал было вообще игру бросить, но мне было так депрессивно, что я готов был продолжать наказывать себя, и потому с готовностью перепрошел последнюю главу.

02

Как видите, эмоции от Pandora Directive — самые противоречивые. Детективная часть, мир, персонажи, юмор, даже графика — просто великолепны, но игра не знает, когда остановиться! Ограничь себя разработчики не шестью дисками, а, скажем, тремя — глядишь, и вышел бы шедевриальный квест. А так — только невероятный представитель забытой эпохи. Кстати, его ремастер должен был выйти в этом году, но разработку приостановили ради совершенно нового проекта. Что ж, удачи! 

Вам также могут понравиться: Under a Killing Moon, Alien Isolation и Black Dahlia.

Похожие материалы:

Unawoved — Улицы голодных упырей

Ну что же ты, что ты потупила взор?
Сдавайся, ведьма – «Ночной Дозор»!

Уматурман, «Ночной Дозор»

Если вы не знакомы с творчеством Дейва Гилберта (Dave Gilbert), то прежде всего стоит сообщить, что он не имеет никакого известного родства с Роном Гилбертом (Ron Gilbert), но, как и он, является фигурой с квестами неразрывно связанной — начав клепать их на бесплатном движке Adventure Game Studio (AGS) более 20 лет назад, он до сих пор своему любимому инструменту и призванию не изменил. Unavowed — его самая крупная и запутанная по части скриптов игра – собранная из пикселей и палок, она требует всего 64Mb оперативки и спокойно запускается на Windows XP, что не может не радовать ретроградов, вроде меня, а также добавляет невероятный уровень олдскульной аутентичности.

Quake на Switch — Вибрация в штанах

 

— Как узнать квакера на улице?
— Он за угол боком заходит.

Еще один анекдот из 90-х

Долгое время Quake лежал в Steam в своем первородном и неприглядном виде, и чтобы нормально в него на современной машине поиграть, приходилось устанавливать различные фанатские движки, лаунчеры и прочие радости, отпугивающие уставших после рабочего дня казуалов. Но, слава Шуб-Ниггурат, о старичке вспомнили в год его двадцатипятилетия — и выкатили на все актуальные платформы отличнейший ремастер по отличнейшей цене, причем обладателям оригинала за их выслугу и преданность эту версию выдали просто так, оставив при этом оригинал нетронутым — вот это внимание! Запустили обновленный Quake и на Switch, воплотив, тем самым, в жизнь фантастические спекуляции всех школьников 90-х о Quake в портфеле.

Quake — Шутер, потрясший индустрию

 
Большой, белый, бьется током, но не холодильник.

Шутка из 90-х.

Уму непостижимо, как такой совершенно циничный, окончательно разваливший изначальную id Software и сделанный в режиме аврала проект смог не только оставить в истории индустрии такой мощный след, но и оказаться на удивление отличной игрой, время над которой попросту невластно — если в начале 2000-х, когда по всем фронтам наступал такой мощный прогресс, еще можно было сомневаться в том, что Quake останется актуальным, то теперь же нам предельно ясно, что Quake с нами навсегда — также как и классическая литература, театр, кино и прочие произведения искусства, которые с годами раскрываются со все новых сторон.