Stasis — Кошмарис

Андре Моруа

Джон Маречек приходит в себя на борту исследовательского космического судна Groomlake, принадлежащего злодейской корпорации Cayne, которая похищает туристов (здесь их называют «продукты») и ставит над ними бесчеловечные опыты. На его счастье, большинство ученых-душегубов уже растерзано плодами собственных ударных трудов. Впрочем, как и практически весь остальной экипаж. Этот кошмар продолжается уже какое-то время, и спасания не предвидится. Единственное, о чем Маречек может думать — это о жене и дочери, которые, также как и он, стали пленниками этого лабиринта из стали и биомассы, медленно падающего на поверхность Нептуна.

Жанр: Horror Adventure 
 Год:
 Разработчик:
Системные требования: Компьютер типа IBM
Сложность: Ниже среднего
Знание английского: Обязательно
Продолжительность: 6 часов

Несмотря на то что во время Kickstarter-кампании разработчики Stasis сравнивали свою игру со Space Quest и Monkey Island, никакого юмора, даже черного, здесь нет. Гнетущей атмосферой полной безысходности, ужаса и бесчеловечности наполнен каждый кубический сантиметр затхлого воздуха, в котором трупные частички перемешаны с гнилостным аммиаком и смертоносной плесенью. Этот корабль больше не пригоден для жизни. Но самое страшное, что так было всегда, и после того, как эти ужасы прогрызли плаценту и выбрались наружу, объем страданий пошел на спад – экипаж мертв, дикие клоны вскоре последуют за ним, а замороженные продукты, так и не узнаю о своей участи.

Если вам уже не по себе от той беспросветности, что я нагнал, то, знайте, дальше будет хуже — над Кристофером Бишоффом (Christopher Bischoff), который и сценарист здесь, и художник, никакой отдел по стандартам и практике не довлеет — и он свободно изливает чернейшую жуть прямо на экран. Часто концентрат получается настолько густым, что мозг отказывается верить в происходящее. Глазам также приходится тяжело, и не только из-за графического изображения кошмаров, но и потому что они вплетены в высокодетальные и при этом темнейшие рендеры разрешением 720 пикселей. Зачастую чтобы понять, с какой стороны экрана Маречек зашел в комнату, нужно пощелкать мышкой, и засечь его по движению. Иногда это влечет за собой смерть.

Смерть влечет и занимательное экспериментирование с предметами в инвентаре. Очень многие из них можно использовать на Маречеке, и тот с покорностью будет вспарывать себе живот, простреливать голову и пить кислоту. За осуществление каждого из девяти добровольных и бескомпромиссных уходов выдают редкую ачивку. Такой грайндхаус крупный паблишер вряд ли одобрил бы! Только если это не Siera из 80-х и ее Space Quest.

Когда я проходил игру, у меня сложилось впечатление, что эта покорность может быть прелюдией к сюжетному повороту как в Bioshock, но нет — с поведением героя эти поступки не стыкуются вплоть до самого конца. Так что здесь они, по-видимому, исключительно из-за любви к искусству. И нельзя не отдать должное мастерству Кристофера, который в одиночку собрал эту превосходно выглядящую игру. И сделал он это на движке Deponia! (Вот, где я был бы не прочь приказать главному герою посидеть на кактусе)

Отпугнуть Stasis может и тех, кто не хочет проводить большую часть времени за чтением PDA-дневников. В лучших традициях жанра каждый покойник вел подробнейшую хронику последнего года своей жизни, которая с каждым месяцем становилась все интересней, и интересней. Это графоманство порой весьма увлекательно, но его чересчур много, и ближе к концу уже никакой мочи нет прокручивать эти простыни. А ведь в них могут быть спрятаны важные подсказки для решения пазлов!

Головоломки, в принципе, терпимые, т.к. активных точек и предметов не так уж и много. Но их усложняет то, что в игре нет подсветки интерактивных предметов. Обычно такие места все равно как-то выделены на экране, но это не всегда заметно или ожидаемо — к примеру, я никак не думал, что получу бинты, посмотрев на… продукт. Единственный вопиющий случай — это вентиль в начале игры, который недостаточно просто приказать Мареку повернуть, это надо сделать три раза, и только тогда железяка поддастся. Подобное упражнение силы и настойчивости больше нигде не встречается.

02

И можно было бы сказать, что Stasis — игра, если не шедевриальная, то отличная, но она, как и игрок, к финалу доползает уже никакой — периодически встревавший в радиоэфир сумасшедший ученый возводится в ранг финального босса, единственный союзник поступает как скотина, да и Марек уже ничего не понимает и ничего не хочет. Последнее, что мы увидим — это констатацию того, что все наши усилия были тщетны, надежды нет, ответов тоже, мы все умрем.

С моей стороны, конечно, нехорошо так спойлерить, но, я считаю, вы должны быть морально готовы к подобному приключению. Рекомендовать Stasis я могу только немногочисленной группе фанатов фантастических ужасов, которые любят чтение и пиксельхантинг. Впрочем, именно для них игра и создавалась.

★★★★★★★

Вам также могут понравиться: CAYNE, Stasis: Bone Totem, Sanitarium, Dead Space.

Похожие материалы:

Unawoved — Улицы голодных упырей

Ну что же ты, что ты потупила взор?
Сдавайся, ведьма – «Ночной Дозор»!

Уматурман, «Ночной Дозор»

Если вы не знакомы с творчеством Дейва Гилберта (Dave Gilbert), то прежде всего стоит сообщить, что он не имеет никакого известного родства с Роном Гилбертом (Ron Gilbert), но, как и он, является фигурой с квестами неразрывно связанной — начав клепать их на бесплатном движке Adventure Game Studio (AGS) более 20 лет назад, он до сих пор своему любимому инструменту и призванию не изменил. Unavowed — его самая крупная и запутанная по части скриптов игра – собранная из пикселей и палок, она требует всего 64Mb оперативки и спокойно запускается на Windows XP, что не может не радовать ретроградов, вроде меня, а также добавляет невероятный уровень олдскульной аутентичности.

Quake на Switch — Вибрация в штанах

 

— Как узнать квакера на улице?
— Он за угол боком заходит.

Еще один анекдот из 90-х

Долгое время Quake лежал в Steam в своем первородном и неприглядном виде, и чтобы нормально в него на современной машине поиграть, приходилось устанавливать различные фанатские движки, лаунчеры и прочие радости, отпугивающие уставших после рабочего дня казуалов. Но, слава Шуб-Ниггурат, о старичке вспомнили в год его двадцатипятилетия — и выкатили на все актуальные платформы отличнейший ремастер по отличнейшей цене, причем обладателям оригинала за их выслугу и преданность эту версию выдали просто так, оставив при этом оригинал нетронутым — вот это внимание! Запустили обновленный Quake и на Switch, воплотив, тем самым, в жизнь фантастические спекуляции всех школьников 90-х о Quake в портфеле.

Quake — Шутер, потрясший индустрию

 
Большой, белый, бьется током, но не холодильник.

Шутка из 90-х.

Уму непостижимо, как такой циничный, окончательно разваливший изначальную id Software и сделанный в режиме аврала проект смог не только оставить в истории индустрии такой мощный след, но и оказаться на удивление отличной игрой, время над которой попросту невластно — если в начале 2000-х, когда мощный прогресс стремительно наступал по всем фронтам, еще можно было сомневаться в том, что Quake останется актуальным, то теперь нам предельно ясно, что Quake с нами навсегда — также как и классическая литература, театр, кино и прочие произведения искусства, которые с годами раскрываются со все новых сторон.