Syberia 3 — Поколение Сибири
Ф.М. Достоевский
Вышедшая в 2002 году Syberia произвела какой-то невероятный фурор среди поклонников квестов. Жанр тогда, казалось, окончательно выродился — из последних релизов — Gilbert Goodmate, The Mystery of the Druids и Simon the Sorcerer 3D. Вероятно, именно поэтому «Сайберию» приняли так тепло — в «Игромании» ей дали девять баллов и номинировали на лучший квест года (а рекомендованных ранее «Друидов», наоборот, зачислили в отстой задним числом).
В «Навигаторе» ее назвали лучшим квестом последних пяти лет, дали золотой компас и 9,2 балла (правда, со второй попытки). В «Стране игр» не стали мелочиться, и посчитали игру «лучшим квестом в мире». Лучший квест в мире, правда, получил только семь баллов. ИМХО, это был самый объективный рейтинг, я бы даже меньше влепил. Siberia у меня никогда особых чувств не вызывала, и потому мне было крайне интересно узнать, чем же третья часть так провинилась, что на нее все ополчились. Быть может, эта анти-сайберия как раз для меня?
Жанр: | Adventure |
Год: | 2017 |
Разработчик: | Microids |
Системные требования: | Неплохой компьютер |
Сложность: | Ниже среднего |
Знание английского: | Лучше играть на русском... или французском :-) |
Продолжительность: | 12 часов |
Начинается игра спустя несколько недель после событий второй части. Экспедиция за мамонтами закончилась тем, что ее инициатор погиб при необъяснимых обстоятельствах, а его спутница, она же наша главная героиня по имени-фамилии Кейт Уокер, лежит при смерти на берегу какой-то сибирской речушки. На счастье бывшей адвокатши, ее находит народ колобков-кочевников, и отвозит в ближайшую медицинскую клинику широчайшего профиля — в ее толстых стенах занимаются и лучевой болезнью, и протезированием, и даже допросами на кресле с браслетами. Некоторым пациентам там так нравится, что они не покидают учреждение уже 20 лет. Кейт это навязчивое гостеприимство не по душе, и она намеревается устроить побег. Врачи и медбратья, несмотря на то что не верят в ее внезапное выздоровление, и более того, имеют приказ от какого-то одноглазого «полковника» американку ни в коем случаем не выпускать, как-то активно ей препятствовать не собираются —заведующий по этажу (с доброй фамилией Монгелинг) даже отдает той ключ от выхода, пусть он и чуть-чуть сломанный — но когда это квестовиков останавливало?
Почему полковник хочет Кейт остановить — не совсем понятно. Можно было бы подумать, что у девушки истекла виза, или то, что он работает вместе с детективом, нанятым вернуть блудную дочь на родину, но дело тут явно не в этом, т.к. относится он к ней как к заклятому врагу, который пускал его коварные планы под откос уже несколько сезонов. Что это за планы? Нам это толком не объясняют. Известно только, что ему очень не нравятся кочевники юколы, которых он, вроде как, хочет заставить осесть в Сибири, чтобы те клали асфальт, сидели на кассе и платили налоги. Его сообщница, суровая доктор Ефимова, вливает в проводника юколов подсознательные установки типа «отправьте детей в школу» и «запишитесь на курсы повышения квалификации». Его мы тоже вызволим.
Многие жалуются на то, что у Кейт Уокер в этой игре нет никаких собственных целей и стремлений, как будто бы раньше они у нее были. В первой части она следовала по пятам наследника фабрики игрушек, чтобы оформить ее продажу, во второй — помогала этому владельцу найти мамонтов. Все это подавалась так, будто она прониклась духом приключений и теперь жить без постоянных разъездов не может, особенно сильно ее влечет далекое постсоветское пространство мифической Сибири, где большие коммунистические стройки велись с помощью пружинной машинерии и заводных роботов. Простите, я хотел сказать «автоматонов». Поэтому я не вижу ничего удивительного в том, что Кейт решила помочь кочевникам в их путешествии в Яхостан, при том что она им, как бы, еще и жизнью обязана. Этот коренной народец, находящийся на волосок от того, чтобы быть причисленным к волшебным диснеевским гномам, сам ни черта сделать не может, и во всем будет полагаться на усилия (а иногда и указания) своей американской провожатой. Последнее, конечно, вызвало массовую критику на Западе. Рецензентам же с Востока не понравилось, как неправдоподобно и клюквенно была изображена фантастическая страна.
Я же мало того, что постоянно ловил постсоветские флэшбеки, так и вообще был крайне очарован этим мифологизированным образом — примерно также японцы из Team Silent рисовали Silent Hill и его окрестности. Но если для разработчиков хоррора главным источником об американской жизни послужил х/ф «Детсадовский Полицейский», то в случае с третьей «Сайберией» Бенуа Сокаль явно черпал вдохновение из аварии на Чернобыльской АЭС. В интервью сайту Zone of Games он называет зону отчуждения «самым фантастическим местом на Земле», где природа вновь вступает в свои права. Восхищается он и картиной заброшенного парка аттракционов из Припяти — в его Барануре колесо обозрение также высится над мертвым городом. Мы снесем это колесо к черту.
Скучать Кейт не приходится. Как и в первой части она путешествует по вымирающим окраинам и ведет разговоры с местными алкоголиками, но оказывается, что далеко не все черти им мерещатся. Здесь, на дне загаженного химикатами озера, дремлет самый настоящий радиоактивный Ктулху, с которым нам придется сразиться в середине игры. Даже странно, что в местном прибалтийского вида городке Вальсембор не завелось никакого культа — тогда бы сходство с Silent Hill стало бы еще сильнее. Масштабы этого населенного пункта приближены к настоящим, будто бы его моделировали для RPG в открытом мире. Оказавшись в нем, я с ужасом представил, как мне придется бегать туда-сюда и попусту терять время, но, на мое счастье, этого не произошло. Его улочки оказались неплохо закольцованы, а главное — у меня никогда не возникало вопроса, куда бежать и что делать. Тут я, наверное, должен выразить признательность системе подсказок, напоминавшей мне о текущей задаче. Тем странней, что практически весь прочий «опыт взаимодействия» с игрой — просто отвратительный. А на старте ведь было хуже.
Создается впечатление, что делали третью «Сайберию» какие-то старшеклассники, прослушавшие краткий курс лекций по созданию игр на Unity — такого вороха ошибок и упущений от коммерческого продукта немолодой уже компании совсем не ожидаешь. По части функционала игра проигрывает даже первым частям. К примеру, сохраняться нельзя — игра автоматически записывает прогресс в единственный слот. Пауза не работает — надпись «пауза» появляется, но игра продолжается. Прокручивать реплики нельзя. Настроить размер шрифта не дают. Липсинк сделан только под французскую озвучку. Про кривой пасфайдинг даже как-то и говорить неудобно. Казалось бы, что все эти элементарные вещи предусматриваются на самом раннем этапе производства, если не ради игроков, то хотя бы ради разработчиков, но их нет. А ведь официально игра была анонсирована еще в 2009 году, т.е. за восемь лет до релиза.
К слову, о французском языке. Если вы им владеете, то вам несказанно повезло, т.к. английская озвучка мало того, что не попадает в губы, так еще и смехотворно отвратительна. Более-менее отрабатывает свой гонорар только актриса, озвучивающая Кейт Уокер, причем эта все та же Шэрон Манн (Sharon Mann), которая озвучивает героиню с самой первой части. И, к сожалению, я вынужден согласиться со многими, что прошедшее время явно сказалось на ее голосе, и звучит Кейт вовсе не как прежде, хотя между событиями второй и третьей части прошло всего несколько недель. Для российской локализации подобрали новую актрису, ее работа мне понравилась, но вот другие актеры подобраны неважно, да и играют похуже. А тут еще и небольшие ошибки и несостыковки в переводе. В общем, повторюсь: если можете, играйте на французском. Не можете — на русском. Вариант с английским нельзя рассматривать даже в качестве шуточного, т.к. никто даже с русским акцентом не говорит (не считая момента, когда Кейт пародирует Ефимову) — есть лишь «смешной» чукотский говор, которого и в других вариантах озвучки предостаточно, тук-тук.
К чему претензий нет — так это к дизайну пазлов. Даже, когда не совсем понятна логика мира, накопленный квестовый опыт позволяет продраться сквозь любые препятствия. Единственное, что остановило мое продвижение несколько раз — это пиксельхантинг. Локации огроменные и полны деталей — к примеру, два ничем не примечательных посетителя в таверне не просто сидят и делают вид, что глушат пиво, но играют в карты, и делают это колодой «Русский стиль». С этой детали я прямо прифигел. Почти такие же чувства я испытал, когда прочел в прохождении, что необходимую мне спицу нужно искать под лавкой в одном из закутков парка развлечений.
Иногда игрока может смутить и не совсем обычная схема управления этого классического, по сути, квеста — предметы нужно не только поинт энд клик, но и клик энд дрэг, а иногда даже — клик и поступательное вращение против часовой стрелки, т.е. чтобы открыть ящик, нужно потянуть за ручку, а чтобы открутить шуруп — описать окружность мышкой. Самое смешное, что это полностью отвечает моим дилетантским представления об иммерсивном интерактиве в квестах, что еще раз заставляет задуматься о том, что собирали игру любители. Интересно и то, что некоторые задачи можно пропустить, правильно выбрав реплики в разговоре с неписями, в этом случае игра выигрывает у интерактивных приключений Telltale Games.
Отдельное спасибо хочется сказать за то, что в игре нет QTE и задач на время, а также за прикрученное после релиза мышиное управление, так что играть в Syberia 3 можно одной рукой, а второй — попивать чаек. Я был так умиротворен этим чайком и доволен своей находчивостью, что меня даже клиффхэнгер не расстроил. По большему счету, мне совершенно плевать, что будет с Кейт — куда интересней просто вернуться в представленное Сокалем зазеркалье. Особенно близко его, конечно, прочувствуют те, кто лежал в государственных больницах, лазил по заброшенным стройкам и навещал бывшие советские республики.
Мнение широкой общественности о Syberia 3 достаточно сильно поляризовано — кому-то игра вполне нравится, а кто-то считает ее трагедией соразмерной тому, когда в тульские пряники стали добавлять пальмовое масло. Журналисты же практически едины в том, что игра заслуживает около 50 баллов из 100. Самой высокой профессиональной оценкой на Metacritic является восьмерка — ее поставили всего два небольших региональных издания. И, знаете, я с ними согласен. Я тоже дам ей восьмерку.
При выставлении рейтинга самым главным для меня являются две вещи: как сильно мне хочется дойти до конца, и как сильно меня пугают перспективы начинать сначала. Скажу вам, дополнительные скриншоты я снял без каких-либо мучений :-). И не я такой один — в Steam ее завершили аж 28% игроков, что достаточно много, учитывая как часто Syberia 3 отдается со скидкой в 90% — тут уж точно никаких обязательств перед жабой быть не может. Для сравнения: высокобюджетную LA Noire полностью осилили только 12,6% игроков. █
P.S. Единственно, что не дает мне покоя — почему нет ни слова о мамонтах?!
★★★★★★★★☆☆ |
Вам также могут понравиться: Amerzone, Broken Sword, The Longest Journey.