SAG-AFTRA против Genshin Impact: Почему мир невозможен
Члены Гильдии актеров США (SAG-AFTRA), а также некоторые сочуствующие этому профессиональному объединению, отказываются озвучивать героев Genshin Impact и Zenless Zone Zero, пока miHoYo не подпишет соглашение с профсоюзом. Почему это так важно для актеров, а также почему китайская компания этого не сделает, вы узнаете прямо сейчас! Приготовьтесь к куче фейспалмов и неожиданным поворотам!
- Предвестники бури
- Буря в Натлане
- Правило номер один
- Что такое Тафт-Хартли и fi-core
- Почему актерам так важно сделать Genshin Impact профсоюзным проектом?
- Может ли miHoYo заменить актеров роботами?
- Чем все это закончится?
Предвестники бури
Среди патч-ноутов октябрьского обновления 5.1 «Радуга обречена сгореть» для Genshin Impact было указано, что реплики некоторых персонажей (Качина, Кинич и Ахав) не были записаны из-за «проблем с организацией» процесса. Озвучивающие их люди решили присоединились к забастовке Гильдии актеров США (SAG-AFTRA), начавшейся в июле 2024 года под знаменем запрета неавторизованного использования выступлений для обучения нейросетей, а также достойной компенсации в случае согласия. Агентство Formosa, которое подбирало актеров для Genshin Impact (а также для ребутов God of War, последних Call of Duty, ремейка Dead Space и прочих крупных проектов) не представляло таких гарантий и находится в черном списке SAG-AFTRA.
В ноябрьском обновление 5.2 «Сплетение духа и пламени» контракты с актерами оформляла уже другая компания — SIDE Global, отвечающая стандартам SAG-AFTRA и подписавшая Соглашение об интерактивных медиа (Interactive Media Agreement), которое должно защитить голоса актеров от неавторизованного использования. Тем не менее, к работе вернулась только актриса, озвучивавшая Качину. И это при том, что miHoYo пришлось выплатить компенсацию Formosa за расторжение действующих соглашений.
Персонажи в другой игре miHoYo — Zenless Zone Zero, замолчали в декабре с обновлением 1.4 «И грянул звездопад». При этом озвучку в ней курировала не Formosa, а Sound Cadence Studios — компания Эмбер Ли Коннорс (Amber Lee Connors), чьим голосом говорят Фурина из «Геншина» и Сёко Коми из «У Коми-сан проблемы с общением», и которая хороша осведомлена о тяготах своих коллег и потому предоставляет защиту от нейросетей. Тем не менее, два актера посчитали эти условия неудовлетворительными и отказались работать над проектом. Что интересно, оба актера, Николас Таркеттл (Nicholas Thurkettle) и Эмери Чейз (Emeri Chase), не состояли в SAG-AFTRA, и проявили цеховую солидарность по собственной инициативе. Они стали первыми, кого miHoYo решилась заменить, вероятно, желая проверить, как комьюнити отреагирует на этот шаг.
❞ |
|
Буквально за несколько часов до этого он уверял, что все это какая-то ошибка и с ним не могли связаться, но после того, как Чейз обозначила свою непримиримую позицию, присоединился к ней.
❞ |
|
Буря в Натлане
Первым актером, потерявшим свою роль в Genshin Impact, стал Джон Патноуд (John Patneaude), озвучивавший дендро-героя Кинича, единственного пятизвездочного героя, добавленного в прошлом году (остальные были героинями ;-)). В обновлении 5.5 «День возвращения огня» его заменил японец Джейкоб Таканаши (Jacob Takanashi).
❞ |
|
До этого Таканаши озвучивал всяких второстепенных персонажей, и потому был несказанно рад получить столь заметную роль. В своем микроблоге он поблагодарил miHoYo и SIDE, и пообещал, что с достоинством продолжит дело своего талантливого предшественника. Члены гильдии накинулись на иностранца, называя его штрейкбрехером (scab), который отбирает хлеб у коллег и ведет подрывную деятельность.
❞ |
|
Натан Нокс (Nathan Nokes), иллюзионист и сертифицированный пилот дронов, а также голос нового героя Оророна, связался с Таканаши и выяснил, что тот был не в курсе американской забастовки, и потому попросил относится к новичку с пониманием, но глас нечлена гильдии не возымел какого-либо эффекта.
❞ |
|
Вышеупомянутая Корина — это Корина Беттгер (Corina Boettger), озвучивающая Паймон, одна из самых громких и пронзительных критиков miHoYo. При этом актриса продолжает работать на китайскую компанию, оправдывая это своим состояние здоровья (она — аутистка) и невозможностью прокормиться каким-либо другим способом. Стоит отметить, что Беттгер не является членом SAG-AFTRA, а только — fi-core, и потому не нарушает правило номер один.
Правило номер один
Главное правило SAG-AFTRA гласит, что ее члены не могут сотрудничать с компаниями, не заключивших контракт с SAG-AFTRA. Тем не менее, допускается, и более того — поощряется, прохождение прослушиваний на непрофсоюзные проекты. По мнению руководства, его члены легко обойдут всех прочих претендентов, и получив предложение, смогут заставить компанию подписать соглашение с SAG-AFTRA, поставив, тем самым, всех остальных участников производства перед выбором — вступить в гильдию, либо идти лесом — не состоящие в гильдии актеры смогут свободно работать не дольше 30 дней.
О найме каждого нечлена нужно будет информировать гильдию и высылать ей резюме и фотографию актера, а также указать причину, почему компания дала предпочтение ему, а не члену SAG-AFTRA. Рассмотрение каждой подобной заявки может занять до восьми недель. После трех подобных контрактов (либо 30 рабочих дней над одним проектом) актер будет обязан присоединиться к SAG-AFTRA, чтобы продолжить работать на проектах гильдии.
❞ |
|
Стоит отметить, что для вступления в гильдию не требуется сдавать каких-то экзаменов или отличаться выдающимися актерскими способностями. Достаточно принять участие в профсоюзном проекте (один раз для актеров, три дня — для статистов) и заплатить вступительный взнос, который составляет $3,000 в большинстве штатов. Для непопулярных мест предусмотрена меньшая сумма, но в этом случае актер будет привязан к земле и будет обязан заплатить разницу, если примет работу в другом штате. Кроме того, члены обязаны делать ежегодные отчисления в размере $236 и отдавать 1,575% с первого миллиона всех «профсоюзных» контрактов.
Впрочем, некоторым нерукопожатным людям SAG-AFTRA может отказать, во-первых, — это fi-core, о них можно прочитать ниже в отдельном разделе, а во-вторых — просто те, кто ей не нравятся. При этом кандидат имеет право подать заявку (вместе со взносом, разумеется) на вступление в гильдию только один раз в жизни. Если ее не одобрят, то ему больше никогда не попасть в это закрытое общество. Так что, если проекты HoYo станут профсоюзными, это далеко не гарантирует того, что все их участники смогут присоединиться к SAG-AFTRA. К примеру, в профсоюз не сможет вступить его сторонница Эмили Сан (Emily Sun), озвучивающую Клару в Honkai Star Rail, т.к. у нее нет ни одной профсоюзной роли.
Несмотря на то, что SAG-AFTRA не получает отчислений за запрещенные непрофсоюзные контракты, нарушение самого главного правила обычно никак не наказывается, т.к. в противном случае члены гильдии остались бы без работы — только 20% (если не меньше) проектов контролируются SAG-AFTRA.
Кроме того, наличие подобных засланных казачков позволяет в дальнейшем продолжать оказывать давление на компанию путем той же угрозы отказа от дальнейшего сотрудничества, если она не оформит отношения с SAG-AFTRA официально, и самое сладкое — актеры не могут отказаться от подобного «рэкета», т.к. подставляются под дисциплинарные взыскания, среди которых штрафы, приостановка членства или его лишение.
❞ |
|
Реакция Корины не заставила себя долго ждать.
❞ |
|
Кайл Маккрали (Kyle McCarley), голос полицейского номер два и других героев третьего плана, подтвердил, что в данном случае речь идет о нарушении правила номер один, и что все члены профсоюза получили это предупреждение. Он также уточнил, что применяемые дисциплинарные меры сугубо индивидуальны и не подлежат разглашению, если только об этом не захочет рассказать сам провинившийся. Получил ли он нагоняй за работу над непрофсоюзным дубляжем Mob Psycho 100, где он исполнил главную роль Сигэо Кагэямы, — неизвестно.
Что такое Тафт-Хартли и fi-core
В своей аргументации члены SAG-AFTRA часто ссылаются на закон Тафта-Хартли и каких-то fi-core, что должно гарантировать трудоустройство нечленам профсоюза. К сожалению, для полноты картины мы вынуждены ненадолго погрузиться в историю правового регулирования между профсоюзами и компаниями США.
Как показали события «черной», по другой версии — «кровавой», пятницы октября 1945 года, некоторые рабочие организации иногда имеют целью нагнуть бизнес, а не защитить интересы рабочих (или хуже того — установить коммунизм) — тогда члены одного голливудского профсоюза (Conference of Studio Unions) отмудохали членов другого голливудского профсоюза (International Alliance of Theatrical Stage Employees). Вскоре профсоюз без связей с мафией (CSU) был заклеймен коммунистическим объединением и выдавлен совместными усилиями IATSE и SAG из индустрии.
❞ |
|
В 1946 году, когда IATSE и SAG обсуждали возможность поддержки до сих пор бастующей CSU, вице-президент SAG — Рональд Рейган (Ronad Regan) назвал профсоюз «нелегитимным», созданным исключительно для собственного обогащения, а потому члены IATSE и SAG могут занимать оставленные членами CSU рабочие места.
❞ |
|
Как позже выяснилось, глава CSU — Герберт Соррелл (Herbert Sorrell) и в самом деле получал деньги из Москвы, в чем он признался во время судебного процесса 1953 года, и что было подтверждено после открытия некоторых архивов СССР. При этом сам он себя коммунистом не считал.
В 1947 году правительство решило вмешаться в профсоюзные дела и, во-первых, ослабить коммунистическое влияние, а, во-вторых, не допустить дальнейших остановок голливудской машины. Принятый закон Тафта-Хартли (назван по имени авторов) запрещал профсоюзам участвовать в избирательных кампаниях, требовал от их лидеров справку, что они не коммунисты, вводил ряд ограничений для массовых забастовок, а также запрещал профсоюзам принуждать работников вступать в свои ряды, проводить забастовки солидарности, пикетировать компании ради найма своих членов и отменял правило полностью закрытого цеха (closed shops), когда на предприятии могли работать исключительно члены одной трудовой организации.
Профсоюзы, конечно, возмутились, что работники, не платящие взносы, получили право пользоваться привилегиями, которые они выбивали для своих членов, но на радикальные шаги пошли только в 1959 году, когда профсоюз работников автопромышленности (UAW) предложил General Motors соглашение, согласно которому, нечлены профсоюза будут все равно платить профсоюзные взносы. В General Motors несколько охренели и обратились в суд. В 1963 году Верховный суд постановил, что право трудоустройства на профсоюзных проектах сводится к «финансовой сути» (financial core), т.е. уплаты членских взносов, а потому их могут платить (без обязательного вступления) и прочие работники, которых с тех пор стали называть fi-core. Последним профсоюз ничего не должен (право голоса, медстраховка, пенсии), но и они не обязаны следовать его правилам, к примеру, правилу номер один. Согласно федеральному закону, нечлены профсоюза могут работать в «закрытом цехе» не более 30 дней (в SAG-AFTRA это называют «пробным периодом»), после чего должны вступить в профсоюз, либо же стать fi-core.
Самое неприятное для той же SAG-AFTRA — это то, что чем больше fi-core работает на ее проектах, тем более слабое давление она может оказывать на работодателя, а потому считает подобных актеров своими главными врагами и отказывает им в праве стать полноценными членами гильдии без уплаты штрафа, разговора по душам и написания письма с извинениями.
Почему актерам так важно сделать Genshin Impact профсоюзным проектом?
SAG-AFTRA пыталась затащить Genshin Impact под профсоюзное соглашение еще в 2023 году, когда стало известно что Formosa задерживает выплаты членам гильдии. Twitter-аккаунт SAG-AFTRA просил Twitter-аккаунт miHoyo-семпая заметить себя, но, видимо, без результатов. Гильдия вернулась к намекам в соцсетях после начавшейся замены актеров ZZZ, а также, вероятно, попросила своих членов проявить солидарность и начать продвигать профсоюзную повестку в массы.
Для членов SAG-AFTRA очень важно сделать Genshin Impact профсоюзным проектом, т.к., во-первых, тогда их отказ от работы будет считаться официальной забастовкой, и они смогут претендовать на выплаты от своей гильдии (кстати, они облагаются налогом), которые должны компенсировать простой. Во втором полугодии 2023 года, когда шла забастовка актеров, SAG-AFTRA выплатила около 5,000 грантов на общую сумму $11 млн, т.е. всего по $2,200 на нос.
Согласно Фрэн Дрешер (Fran Drescher), президенту SAG-AFTRA, в 2023 году 86% членов зарабатывали меньше $26,500 в год, при том что в США столько платят, либо вчерашним школьникам, либо за неполный рабочий день. Средняя зарплата американца сейчас составляет около $65,500, медианная же — на уровне около $50-60 тысяч, в зависимости от штата. Т.е. выжить членам SAG-AFTRA исключительно на актерские гонорары практически невозможно, особенно актерам озвучки, чья занятость крайне непостоянна.
По крайней мере, так было до изобретения GaaS, которые могут предоставлять стабильный заработок главным героям. Кроме того, miHoYo платит (по крайней мере, членам SAG-AFTRA) по гильдийским расценкам, а также смотрит на свои авторские права сквозь пальцы, что позволяет многим актерам зарабатывать на продаже подписанных игровых артов гораздо больше, чем получать за собственно озвучку.
Во-вторых, конвертация неофициального заработка в официальный позволит учитывать его при формировании медицинской страховки. До 2020 года в SAG-AFTRA существовало два плана медицинского обслуживания — премиальный, для тех, кто зарабатывает на профсоюзных контрактах более $35,000, и стандартный, для тех, кто зарабатывает более $18,000. В 2020 году гильдия объявила, что объединяет эти планы в один с порогом заработка в $26,000 (сейчас — $26,500), причем без учета повторных авторских отчислений для актеров, получающих профсоюзную пенсию, а также некоторые другие ужесточения для возрастных членов.
В результате страховки лишились около 12,000 человек, или более трети прежних участников, среди которых почти четверть составляли актеры старше 65 лет. Среди них был Эд Аснер (Ed Asner), голос Джей Джона Джеймсона из Человека-Паука 90-х и Врука Ламара из Star Wars: KotOR. В 80-х он был президентом SAG-AFTRA, а теперь был вынужден подать против нее в суд. Он умер во время процесса. В 2023 году суд удовлетворил коллективный иск и обязал выплатить пострадавшим пенсионерам $5,6 млн.
Сейчас медицинская страховка доступна только 12% членов гильдии. По подсчетам Джо Зиехи (Joe Zieja), озвучивающего пятизвездочного Ризли, если бы SAG-AFTRA учитывала получаемые с Genshin Impact доходы, то ему потребовалось бы принять участие в 30-35 сессиях, чтобы претендовать на страховку, т.е. за одну он получает около $800. Это соответствует гильдийскому прайсу на фильм с бюджетом до $2 млн. В свою очередь Кейли Миллс писала, что всего трех выступлений хватит, чтобы оплатить вступительный взнос. Это соответствует прайсу на фильмы с бюджетом больше $2 млн.
Кстати, директор SAG-AFTRA — Дункан Крабтри-Айрланд (Duncan Crabtree-Ireland) получает более $1 млн, что на $300,000 больше его предшественника, покинувшего пост в 2021 году. Это позволяет ему возглавить список самых высокооплачиваемых лидеров профсоюзных движений Голливуда, опередив глав гильдий режиссеров ($775k), сценаристов ($682k) и театралов ($553k).
Может ли miHoYo заменить актеров роботами?
Давайте представим, что агентства, с которыми сейчас сотрудничает miHoYo не предлагают никакой защиты от ИИ своим актерам (а они ее предлагают). Сможет ли miHoYo взять, накопившееся у нее звуковые записи, скормить нейросетям и заменить всех, ну или хотя бы наиболее несговорчивых, актеров роботами?
Казалось бы, совсем недавно идея того, что искусственная речь сможет заменить живое исполнение казалась абсурдной, но мы уже перешагнули этот порог, и роботы изображают эмоции не хуже профессиональных актеров. И последние несколько лет законодатели многих стран спешили подготовить базу для регулирования генеративных технологий, в частости создание цифровых двойников и «дипфейков».
▶ Америка
Во многих американских штатах начинают приниматься законы о регулировании биометрии и ИИ-контента, в том числе голосов, но самым специализированным и прямолинейным является принятый в Теннесси в марте 2024 года закон «Элвиса» — Ensuring Likeness Voice and Image Security (ELVIS), запрещающий не только распространение, но и создание генеративных записей без разрешения владельца изначального голоса.
На федеральном уровне этот вопрос должен решить закон «Нет Фейкам» (No Fakes Act), также запрещающий распространение сгенерированных звукозаписей и изображений без разрешения тех, на чьем творчестве ИИ обучался. Свою подпись в поддержку закона поставили почти 400 деятелей культуры. «За» высказался и исполнительный директор гильдии актеров Дункан Крэбри-Айрланд (Duncan Crabtree-Ireland), сказавший, что этот закон упростит удаление незаконных клонов с платформ и позволит легче получать компенсации в суде.
В мае этого года президент Трамп подписал закон «Уберите это немедленно» (Take It Down Act), запрещающий распространение изображений сексуального характера без согласия участников, в том числе если изображение является дипфейком. Аналогичные законы штатов в основном запрещали генерировать порно с несовершеннолетними, что не отвечало желаниям пострадавшим от чужой фантазии взрослым.
На данный генеративные голоса в основном встречаются в малобюджетных и совсем уж сделанных на коленке играх. Наиболее громкий скандал случился с еще даже не вышедшей Castle of Secrets от Serene Questworks. Принимавшие участие в озвучке игры актеры сообщили, что от них якобы отказались в пользу ИИ, причем на обучение нейросетям скормили сделанные ими записи, но получившиеся искусственные голоса изменили до неузнаваемости. Кстати, Мика Нерида (Mika Nerida) получила за зачитывание своих 4,000 реплик всего $100.
Среди крупных проектов ИИ использовала The Finals от Embark Studios. Как сказал бренд-директор игры в интервью Game Developer, генеративные реплики создавались на основе голосов специально нанятых для этого актеров. «Они не из воздуха возникли», — уточнил он.
Но самым громким стало появление Дарта Вейдера в первом сезоне шестой главы Fortnite, посвященной «Звездным Войнам». Владыка Ситхов говорил голосом покойного Джеймса Эрл Джонса (James Earle Jones), заключившего соглашение с ИИ-компанией Respeecher за два года до смерти в сентябре 2024 года. SAG-AFTRA не понравилось, что Epic заменила ее члена, пусть и мертвого, на цифрового двойника, не посоветовавшись с ней, и потому подала жалобу в Национальный совет по трудовым отношениям (NLRB) против Llama Productions.
❞ |
|
Обычно на роль Вейдера в играх приглашали другого члена SAG-AFTRA — Скота Лоуренса (Scott Lawrence), озвучивавшего персонажа с 1995 года. Последний раз его можно было услышать в Star Wars Outlaws (2024) и Star Wars Jedi: Survivor (2023). Видимо, теперь его талант к изображению Вейдера останется невостребованным. Кстати, он и Эрл Джонс принимали участие в создании Command & Conquer 3 — первый озвучивал юниты, а второй — играл главнокомандующего в FMV-заставках.
Отдельно стоит отметить, что в январе 2024 года SAG-AFTRA заключила контракт с Replica Studios об использовании записей генеративных голосов в видеоиграх, а в августе стала сотрудничать с маркетплейсом генеративных голосов Narrativ. При этом неписи, способные к импровизации (как недавно утекшая из стен Sony виртуальная Элой, или тот же Вейдер), остаются под запретом, по крайней мере, для этих площадок.
▶ Китай
В Китае защиту от несанкционированного обучения нейро-двойников сейчас гарантирует закон о персональных данных (PIPL), принятый в августе 2021 года. В нем обработчикам персональной информации, к которым причисляются и ИИ-компании, запрещается собирать данные пользователей (в т.ч. голос) без разрешения. В апреле 2023 года Государственная канцелярия интернет-информации КНР вместе с другими ведомствами опубликовала временные положения об ограничениях, связанных с нейросетями и их обучением. В будущем предполагается разработать отдельный нормативный акт, который будет отвечать «основным ценностям социализма».
В декабре 2023 года в интернет-суд Пекина (BIC) [я сам удивлен, что это не опечатка] поступил первый иск о незаконном голосовом двойнике. Его подала актриса озвучки Инь (Yin), чей голос был скопирован рядом компаний для записи аудиокниг. Ответчики уверяли, что это неточная копия. В апреле следующего года суд пришел к решению, что голос узнаваем до степени смешения, и обязал выплатить компенсацию в размере $34,500, что было почти на $50,000 меньше, чем требовала истец.
Среди игр miHoYo есть только один пример ИИ-озвучки — зато какой! В августе 2022 года полиция арестовала актера Цзян Гуантао (Jiang Guangtao) по подозрению в некоем крупном экономическом преступлении, после чего ему регулярно продлевали срок. Гуантао был задействован в массе проектов, включая детективную гачу Tears of Themis, в которой он озвучивал одного из главных героев. В 2023 году он дал разрешение miHoYo на генерацию собственного голоса. Играющие в Tears of Themis отмечают, что синтезированной голос невероятно хорош и он проигрывает иностранным вариантам только в некоторых моментах.
Вероятно, Гуантао решили имитировать машиной, а не заменить, как в случае с актерами ZZZ, т.к. он шел на сотрудничество со следствием и существовала возможность, что он вернется к своей профессиональной деятельности в обозримом будущем. Другие считают, что miHoYo не хотела нарушать единство c накопившимся за четыре года огромным массивом реплик. Каких-то официальных заявлений по этому поводу miHoYo не делала.
Чем все это закончится?
В вышедшем 21 мая обновлении 3.3 «Падение на пороге рассвета» для Honkai: Star Rail к молчавшему с января этого года протагонисту вернулся голос, но озвучивали две версии главного героя вовсе не Калеб Йен (Caleb Yen) и Рэйчел Чау (Rachael Chau), а новые актеры, чья личность держится в секрете. При этом уже имеющиеся реплики остались без изменений, и до конца непонятно, перезапишет ли их miHoYo, или оставит как есть, а также являются ли новые голоса постоянными — какой-то конкретики не сообщается, но резонно предположить, что в компании устали ждать и решили просто заменить всех бастующих из солидарности — кроме главных героев, голоса поменялись и у некоторых неписей. Для полного восстановления озвучки, остается заменить около полудюжины актеров.
Трудно сказать, как сильно повлияла забастовка актеров на доходы Genshin Impact, но факт того, что первым решили заменить актера недавно добавленного в игру пятизвездочного Кинича, свидетельствует о нежелании мирится с подобной порчей актуального для китовых круток товара, в то время как молчащие герои из старых версий являются не столь сильным раздражителем. Но если их актерам решат найти замену, то, скорее всего, новые исполнители ролей будут сохранять анонимность.
В чем точно можно быть уверенным, так в том, что miHoYo предпочтет больше никогда не брать для озвучки членов SAG-AFTRA. █
[ Обновлено 26.05.25 — переписан пункт о законодательных инициативах США и Китая, добавлено заключение ]
Больше спецматериалов |