В какие квесты играют и не играют китайцы на каникулах?

braid header1

В феврале этого года пользователи, владеющие китайским языком, стали самой многочисленной группой в Steam. Причем по сравнению с прошлым месяцем их доля выросла почти на 21 процентный пункт — до 50,06%, тогда как прошлогодний августовский пик составил 35%, что было связано с релизом Black Myth: Wukong, четыре из пяти копий которой были куплены в Китае. По-видимому, эти игроки остались на платформе и решили провести две недели китайских новогодних каникул (29 января – 12 февраля) в Steam. В результате чего многие китайские релизы выбились в лидеры по количеству отзывов, к примеру, онлайновый шутер FragPunk. Но что интересно, наибольшее внимание китайскоговорящие товарищи проявили… к квестам!

Согласно подсчетам знаменитого эксперта по запуску игр в SteamКриса Жуковски (Chris Zukowski), в первом квартале 2025 года на платформе было выпущено 4,758 игр, что на 611 (15%) больше, чем год назад. Из них 65 проектам удалось набрать более тысячи отзывов. При этом больше всего среди них было т.н. «нарративных игр», куда Жуковски причислил симуляторы ходьбы и визуальные новеллы — игры, где геймплей уступает место истории. По количеству «тысячников» этот сегмент обогнал любимые Steam-юзерами хорроры (впрочем, еще не Хэллоуин) — восемь против пяти. Я добавил к этим проектам еще два, которые по какой-то причине ускользнули от внимания эксперта, и внимательно проанализировал их, чтобы составить картину нынешнего положения дел в нарративном жанре.

Стоит отметить, что я расположил игры в порядке убывания доли китайской аудитории, размер которой приравнял к отзывам на китайском языке. Этот метод, конечно, не очень точный, учитывая, что многие пользователи Steam могут оставлять отзывы на международном английском языке, включая самих китайцев. И все же относительно небольшое количество китайцев владеет им в достаточной степени для написания отзыва — по разным оценкам, от 1% до 6%. Кроме того, проведенное языковой школой Education First исследование показало, что последние 10 лет уровень владения английским у китайской молодежи до 25 лет практически не изменяется, и в целом по стране он показывает тенденцию к снижению, кроме группы 40+.

Наилучший показатель владения языком был зафиксирован в специальном административном районе Гонконг, где пишут на традиционном китайском, а не упрощенном — это важно, т.к. отзывы на нем учитываются отдельно. Эти же «сложные» иероглифы используются во многих зарубежных китайских общинах. Когда у игры нет китайского перевода, то доля отзывов на упрощенном и традиционном китайском сравнивается.

Итак, представляю вашему вниманию топ самых популярных (у китайцев!) нарративных игр в первом квартале 2025 года!

 - Threefold Recital - 

 Тэги: тайна, визуальная новелла, проработанная вселенная, мультипликация.

( Страница в Steam )
  • Дата выхода: 14.01.25
  • Рейтинг: 98%
  • Разработчик: Everscape Games
  • Страна происхождения: Китай
  • Движок: Unity
  • Демоверсия есть

92,35% из 2,900 отзывов — на упрощенном китайском, 3% — на традиционном китайском, 2,6% — на английском, 1% — на японском.

 - S4U: CITYPUNK 2011 AND LOVE PUNCH - 

 Тэги: визуальная новелла, печатание, иммерсивный симулятор, мемы, глубокий сюжет. 

( Страница в Steam )
  • Дата выхода: 09.01.25
  • Рейтинг: 90%
  • Разработчик: U0U Games
  • Страна происхождения: Китай
  • Движок: Unity
  • Демоверсия есть

92,1% из 1,850 отзывов — на упрощенном китайском, 4,5% — на английском, 2% — на традиционном китайском, 0,33% — на японском.

 - Cyber Manhunt 2: New World - The Hacking Simulator - 

 Тэги: хакерство, глубокий сюжет, черный юмор, антиутопия, решения с последствиями. 

( Страница в Steam )
  • Дата выхода: 21.01.25
  • Рейтинг: 92%
  • Разработчик: Aluba Studio
  • Страна происхождения: Китай
  • Движок: Unity
  • Демоверсии нет — была доступна только во время Steam Next Fest

90% из 4,000 отзывов — на упрощенном китайском, 6,5% — на английском, 2,5% — на традиционном китайском, 0,2% — на французском, 0,15% — на русском.

Примечание: Игра поддерживает только английский и китайский.

 - HENPRI - 

 Тэги: черный юмор, визуальная новелла, аниме, казуальная игра, романтика. 

( Страница в Steam )
  • Дата выхода: 04.03.25
  • Рейтинг: 94%
  • Разработчик: Qruppo
  • Страна происхождения: Япония
  • Движок: Artemis Engine
  • Демоверсии нет

86,5% из 1,600 отзывов — на упрощенном китайском, 8,5% — на традиционном китайском, 4,5% — на английском.

Примечание: Игра поддерживает только английский и китайский, при этом озвучка сделана на японском.

 - KARMA: The Dark World  - 

 Тэги: симулятор ходьбы, психологический хоррор, от первого лица, хоррор, атмосферная. 

( Страница в Steam )

  • Дата выхода: 27.03.25
  • Рейтинг: 92%
  • Разработчик: POLAROID STUDIO
  • Страна происхождения: Китай
  • Движок: Unreal Engine 5
  • Демоверсия есть

67% отзывов из 1,800 — на упрощенном китайском, 15% — на английском, 6,5% — на русском, 3% — на немецком, 2% — на корейском, 1,7% — на французском, 1% — на традиционном китайском.

 - Urban Myth Dissolution Center - 

 Тэги: визуальная новела, приключение, психологический хоррор, 2D. 

( Страница в Steam )
  • Дата выхода: 12.02.25
  • Рейтинг: 88%
  • Разработчик: Hakaba Bunko
  • Страна происхождения: Япония
  • Движок: Unity
  • Демоверсия есть

33,3% из 3,200 отзывов — на упрощенном китайском, 34% — на японском, 10% — на корейском, 9,5% — на английском, 7% — на традиционном китайском, 3,5% — на русском.

 - Saihate Station - 

 Тэги: психологический хоррор, хоррор, ЛГБТ, приключение, визуальная новелла. 

( Страница в Steam )
  • Дата выхода: 07.03.25
  • Рейтинг: 96%
  • Разработчик: びぶ a.k.a. viv
  • Страна происхождения: Япония
  • Движок: RPG Maker MZ
  • Игра бесплатная

23% из 1,400 отзывов — на упрощенном китайском, 35% — на английском, 15,5% — на русском, 6,5% — на португальском, 6% — на корейском, 3% — на тайском, 2% — на традиционном китайском.

Примечание: В ру-стиме игра называется «Станция Сайхате».

 - Lost Records: Bloom & Rage - 

 Тэги: ЛГБТ, Решение с последствиями, протагонистка, 90-е, тайна. 

( Страница в Steam )
  • Дата выхода: 18.02.25
  • Рейтинг: 90%
  • Разработчик: Don’t Nod
  • Страна происхождения: Канада/Франция
  • Движок: Unreal Engine 5
  • Демоверсии нет

4% из 2,300 отзывов на упрощенном китайском, 56% — на английском, 10% — на русском, 6% — на португальском, 6% — на французском, 5% — на немецком, 4% — на упрощенном китайском.

Примечание: Почти в каждом отзыве упоминается Life is Strange, в том числе на русском языке. По моим ощущениям, эта серия достаточно популярна на просторах бывшего СССР, при этом среди самых разных кругов — сам не понимаю почему, хотя в свое время писал на нее рецензию xD. Отдельно можно отметить, что у русскоязычных отзывов самая большая доля негатива — 16%. При этом претензии у всех тоже разные — кто-то жалуется на оптимизацию, кто-то на диалоги, кто-то на неправильные 90-е, а кто-то — на то, что ничего не происходит.

Согласно Gamalytic, игроки из США составляют 17,1%, из России — 11,4%.

 - The Roottrees are Dead - 

 Тэги: головоломка, тайна, детектив, атмосфера, Point & Click, 90-е. 

( Страница в Steam )
  • Дата выхода: 15.01.25 (ремастер в Steam)
  • Рейтинг: 97%
  • Разработчик: Jeremy Johnston и Robin Ward
  • Страна происхождения: Канада
  • Движок: Godot (ремейк), Unity (оригинал)
  • Демоверсии нет, но есть оригинал в браузере

2,3% из 2,200 отзывов — на упрощенном китайском, 91,5% — на английском, 2% — на французском, 1% — на немецком.

Примечание: Это одна из двух игр в топ-10, поддерживающая только английский язык.

 - ENA: Dream BBQ - 

 Тэги: сюрреалистичная, приключение, для одного игрока, исследования, ретро. 

( Страница в Steam )
  • Дата выхода: 27.03.25
  • Рейтинг: 99%
  • Разработчик: ENA Team (Joel Guerra)
  • Страна происхождения: Перу
  • Движок: Unity
  • Игра бесплатная

0,7% отзывов из 17,000 — на упрощенном китайском, 69% — на английском, 14% — на русском, 5% — на португальском, 4% — на испанском (Испания), 1,35% — на испанском (Латинская Америка), 1% — на французском, 1% — на польском.

Примечание: Вторая игра в топ-10, поддерживающая только английский язык. По количеству отзывов обходит Assassin’s Creed Shadows и многие другие новинки 2025 года. Чтобы войти в топ-10, ей не хватает совсем чуть-чуть. Что касается самой игры, то это полная наркомания — первые полчаса прикольно, но потом бесцельный рандом надоедает. Но мемный потенциал у нее очень высокий.

Выводы

Для создания квестов подходят самые разные движки, но самым популярным остается Unity — на нем собрана половина игр из топ-10. Кстати, на днях Unity 6 был заменен региональной версией в Китае с более доступной лицензией для местных команд и поддержкой региональных технологий.

Только одна визуальная новелла использует специализированный движок.

Ни один квест не был создан на Adventure Game Studio.

Половина игр выполнена в аниме-стилистике. Две игры предлагают фотореалистичную картинку, две — кучу инфографики и одна — это сюрреализм чистой воды.

Интересно, что два топовых тайтла — это сайдскроллеры с чибиками.

Судя по всему, китайцы предпочитают линейные приключения без головоломок. Смесь хорроров и квестов им не особо заходит (может ли это быть связано с новогодними празднествами?), 90-е и ретро — тоже, а вот русскоязычным подобное нравится.

Большие бюджеты и графоний не приводят к народной любви, что видно на примере KARMA и Lost Records.

Четыре проекта из десяти собраны разработчиками-одиночками.

Четыре игры сделаны в Китае, три — в Японии, две — в Канаде и одна в Перу.

Семь игр можно попробовать бесплатно. Только один проект (Cyber Manhunt 2) предлагал демоверсию ограниченное время. Частично это можно объяснить тем, что авторами многих из них являются одиночки-энтузиасты, частично тем, что геймплей не является в них главным и распутать сюжетный клубок можно только в полной версии.

Кстати, Жуковски напоминает, что демоверсии помогают отсечь тех, кому игра не понравилась, и, тем самым, избавиться от некоторого количества негативных отзывов.

Не дотянули до тысячи

 - The Children of Clay - 

 Тэги: хоррор, атмосферная, детектив, приключение, лавкрафт. 

( Страница в Steam )
  • Дата выхода: 07.03.25
  • Рейтинг: 99%
  • Разработчик: Balázs Rónyai
  • Страна происхождения: Венгрия
  • Движок: Unity
  • Демоверсии нет — игра бесплатная

2% отзывов из 1,200 — на упрощенном китайском, 77% — на английском, 4% — на португальском, 4% — на испанском, 2,5% — на французском, 2% — на русском.

Примечание: Порог в тысячу отзывов игра преодолела только 2 апреля.

 - Мор 3: Карантин - 

 Тэги: приключение, ролевая игра, симулятор, иммерсивный симулятор, от первого лица. 

( Страница в Steam )
  • Дата выхода: 10.04.25
  • Рейтинг: 89%
  • Разработчик: Ice-Pick Lodge
  • Страна происхождения: Россия
  • Движок: Unity
  • Это и есть демоверсия, точнее – бесплатный пролог

1% отзывов из 1,000 — на упрощенном китайском, 49% — на русском, 41% — на английском, 4,5% на португальском, 1% — на испанском.

Примечание: После того, как в Steam появилась возможность создавать отдельные страницы для демоверсий, мода на бесплатные прологи сошла на нет. 

Больше невероятных спецматериалов!

Похожие материалы:

Анализ Kickstarter-кампании Shantae: Half-Genie Hero

braid header1

Давненько игровые разработчики не собирали рекордных сумм на Kickstarter — во-первых, в платформе разочаровались сами пользователи — уж больно было много запущено фейлов (Shenmue 3, Mighty No. 9, Stray Souls), а, во-вторых, устали и сами разработчики — то время, силы, нервы и деньги, которые уходили на создание и доставку наград, можно было бы потратить гораздо эффективней.

Но в 2012 году Kickstarter-краудфандинг виделся будущим инди-сегмента — обещание Double Fine сделать традиционный квест привлекло $3 млн — и это без единого слова о том, что за игра у них на уме. За ним последовали сверхуспешные сборы на две классические RPG — Wasteland 2 ($2,7 млн) и Pillars of Eternity ($4 млн). Ради любимых разработчиков игроки были готовы кидать деньги в монитор, не ожидая чего-либо взамен. Некоторые рассматривали эти кампании как продажу индульгенций за пиратскую молодость. На несчастье WayForward, в их каталоге не было ни одного хита, воспоминание о незаконном приобретении которого могло бы надавить на совесть игроков.

Почему ремейк Braid прошел незамеченным

braid header1

До определенного момента игры были намертво привязаны к физическим носителям и потому независимые разработчики были ограничены в каналах распространения своих продуктов. Можно было, конечно, раздавать файл со своего сервера, но скорость соединения тогда была невероятно медленной, а доступ — дорогим. Да и подключены к интернету в 1995 году были только 9% американцев, 2% британцев и 0,1% — россиян. Поэтому инди-разработчики рассылали свои игры по почте.

Оптимальное прохождение и моральный выбор

Скажи, маленькая, что ты хочешь: чтоб тебе оторвали голову или ехать на дачу?

х/ф «Подкидыш»

Где-то к концу нулевых, началу десятых в играх все чаще стаи встречаться моменты, когда игрока ставят перед трудным, если не сказать садистским, решением, например, в Silent Hill: Homecomming предлагается, либо застрелить терзаемую на дыбе мать главного героя, либо спасовать и стать свидетелем того, как ее разорвет пополам. Но не замарав руки, «хорошую» концовку получить не удастся. Статистика Xbox отражает отсутствие общественного консенсуса в вопросе эвтаназии — игроки (как и мать Алекса Шеперда) разделились пополам, но все же свинцовая инъекция получила чуть, ну прямо очень чуть-чуть, большую поддержку. Если взять схожую ситуацию в Unavowed, когда игроку нужно решить судьбу заколдованного бомжа, вечно объятого магическим пламенем, то здесь vox populi обозначен гораздо четче: согласно статистике достижений, в два раза больше игроков предпочли отправить новоиспеченного ифрита в ссылку на другую планету, чем лишить его жизни. Сам ифрит-неофит с готовностью примет любое решение, но общий тон происходящего все же склоняет игрока к мысли о том, что сохранение жизни в данном случае — правильный поступок. По крайней мере, у штатного мага не будет PTSD.