Не испугавшиеся Silksong
Пять игр, вышедшие в один день с самым громким инди-релизом этого года
Каждый день в Steam релизится около полусотни игр, и, казалось бы, что 4 сентября количество новинок должно было оказаться ниже этого среднего значения — ведь в тот день вышла долгожданная Hollow Knight: Silksong, обладатель более 5 млн вишлистов, который распугал 70% инди-релизов. По крайней мере, именно такую цифру назвал разработчик из Riddlebit Software. И несмотря на это, в тот день на ПК-рынок не побоялись выйти 58 игр. Предоставляю вашему вниманию пять самых успешных релизов 4 сентября, не считая Silksong. Предупреждаю: градус безумия будет повышаться и Silksong мы тоже посчитаем!
▶ Лидеры по выручке в Steam 4 сентября:
Hells is US — AA-хоррор от монреальского «бутика» за $50
Дата релиза названа в феврале
Многие игроки описывают Hell is Us как результат нечестивого союза Silent Hill и Control. Разработчики добавляют ужаса, рекламируя отсутствие карты и компаса как краеугольную фичу. В первую неделю этот хоррор в полуоткрытом мире набрал более 1,600 отзывов, из которых 89% положительные. Он также попал на шестую строчку британского ритейла, благодаря изданиям для консолей, подавляющая часть которых предназначалась для PS5. А вот у Silksong физического издания пока нет — в противном случае подобный внезапный релиз был бы невозможен.
Но какими бы разными не были Hell is Us и Silksong, кое-что общее у них все же есть — это тег «солс-лайк». И если в отзывах на Hell is Us игроки пишут, что никакими «солями» тут и не пахнет, то поклонники Silksong наоборот отмечают схожесть платформера с приключениями FromSoftware.
| ❞ |
– Джордж Бруссард (George Broussard) |
По данным Alinea, около половины покупателей Silksong в Steam играли в Elden Ring, треть — в Dark Souls 3 или Sekiro. А вот метроидвании каким-то особым спросом не пользовались, не считая оригинальной Hollow Knight, которая была на 78% аккаунтах. Похожая картина была и на PlayStation, только там первая часть была уже у 81% покупателей.
Тег «солс-лайк» вообще хорошо приклеивается ко многим хитам Steam — эта метка стоит у Black Myth: Wukong, Path of Exile 2, Monster Hunter: World, Stellar Blade и Claire Obscur: Expedition 33. Некоторые считают, что для того чтобы считаться «солслайком» достаточно беспощадной сложности и чекпоинтов.
Также на следующий день после Hell is Us вышел ужастик Cronos от создателей ремейка Silent Hill 2, что было намного хуже любого «силксонга». Традиционный хоррор от знаменитой команды, наверняка, отъел у Hell is US приличный кусок продаж, но паблишер не рассматривал возможность переноса игры, т.к. потерял бы на рефандах предзаказов больше, чем смог бы выиграть в более свободном окне. А вот почему Bloober решила выпустить свой Cronos впритык с другим хоррором — не совсем понятно.
Everybody‘s Golf Hot Shots — Переиздание Vita-эксклюзива за $40
Дата релиза названа в июне
В марте этого года Sony лицензировала Bandai Namco две свои подзаброшенные франшизы, до этого года никогда не покидавшие ее консоли, – Patapon и Everybody‘s Golf. Коллекция Patapon 1 + 2 вышла на ПК, Switch и PS5 еще в июле, а вот казуальный симулятор гольфа добрался до этих платформ только в сентябре. По-видимому, это переработанная версия Everybody's Golf 6, вышедшей в 2012 году для PS3 и PS Vita.
Еще год назад фанаты серии жаловались на то, что не могут найти ее аналога в столь обширном каталоге Steam. И аудитория игры должна быть немаленькой — общий тираж серии в 2017 году составил 14 млн копий.
| ❞ |
– Такафуми Такемото (Takafumi Takemoto), продюсер EGHS |
За первую неделю кавайный гольф набрал 775 отзывов в Steam, из которых 64% оказались положительными. Следующая неделя принесла еще около 200 отзывов, а ее рейтинг опустился до 60%. Среди наиболее частой критики — отсутствие кроссплея. Фанаты считают, что если бы у игры была демоверсия, то она смогла бы отсечь недовольных ньюфагов и стартовать гораздо лучше.
Но вот Bandai, видимо, не была особо заинтересована в западном рынке — региональный маркетинг практически отсутствовал, компания даже решила не выпускать физические издания в США. А вот на родине в Японии версии игры для Switch и PlayStation 5 заняли второе и третье место в еженедельном чарте продаж после Mario Kart World. Всего в ритейле было продано 35,139 и 16,075 копий соответственно. Если не дробить игру по платформам, то ее продажи превысили результат MKW в полтора раза.
Ранее Bandai Namco также лицензировала Freedom Wars, выпустив ремастер в начале года.
Adventure of Samsara – Пиксельная метроидвания за $20
Дата релиза названа в июне
Гильерме Гаспар (Guilherme Gaspar), арт-директор небольшой бразильской студии Ilex Games, начал работать над своей метроидванией Tower of Samsara в 2015 году, т.е. за два года до релиза Hollow Knight. В том же году она получила несколько наград за выдающийся арт-дизайн, и в 2016 году команда запустила кампанию на Kickstarter, но отмеченной наградами игре удалось привлечь только $15,492 от 606 бекеров. Считается, что автор слишком сильно ударился в концепции кармы и милования врагов, вместо того чтобы предложить увлекательный геймплей.
В 2020 году проект воскресили, добавив подзаголовок “Hidden Treasures”, а в 2021-м показали новый трейлер. За время спячки игра несколько утратила в стиле, но с чем это было связано трудно сказать.
В 2023-м разработчики стали активно питчить игру и в итоге смогли продать ее Atari, расширявшей свой ретро-каталог. Паблишер решил переформатировать инди игру в ребут классического тайтла Adventure (1980), с которым ее роднил только цвет некоторых пикселей.
| ❞ |
– Уэйд Розен (Wade Rosen), глава Atari |
В день релиза пиковый онлайн Samsara в Steam составил 12 CCU, но после освещения этого фейла в прессе он поднялся до 15 CCU. Спустя неделю у игры было 18 отзывов, из которых 100% положительные. По оптимистичным оценкам, игру могли купить около 400 человек. Кстати, ее цифровая версия стоит те же $20, что и Silksong, и доступна на тех же игровых платформах, за исключением Switch 2, где запускается через обратную совместимость.
Когда стало известно, что столь ожидаемая игра как Silksong будет продаваться за $20, а не за $30, $40, или вообще $80, как того требуют современные неприличия, то в инди-сегменте стал нарастать вой, что, тем самым, Team Cherry убивает индустрию, особенно сегмент инди-метроидваний, ютившимся в этой ценовой категории. Так, разработчик Lone Fungus: Melody of Spores писал, что планировал продавать свою метроидванию за $20, но теперь ему это представляется невозможным, т.к. она во всем уступает Silksong. Стоит отметить, что она уступает и первой части Lone Fungus, которая также продается по $20, когда Hollow Knight всю жизнь стоит $15.
Кстати, в июле Bandai выпустила переосмысление Pac-Man (1980) в виде метроидвании — Shadow Labyrinth за $35. Если бы мы получали по пять центов каждый раз, когда игра из 1980 года получает ребут-метроидванию в 2025-м, то у нас было бы 10 центов, что не очень иного, но странно, что это случилось дважды. А если добавить к этому ребут-метроидванию доисторической стрелялки Yars’ Revenge (1982), выпущенную в сентябре прошлого года, то у нас будет 15 центов! Ждем метроидванию по мотивам Raft Rider!
Jetrunner — Паркурный шутер за $20
Дата релиза названа в июле
Уэльский дистрибутор Curveball Leisure начал заходить в игровой паблишинг летом 2024 года, первоначально выпуская физические издания для PS5, но летом 2025-го решил сформировать полноценный лейбл для цифровых AA и инди релизов – Curveball Games, первой игрой которого должен был стать паркурный шутер Jetrunner от норвежской Riddlebit Software.
| ❞ |
– Ларс Олав Мури (Lars Olav Muri), глава Riddlebit |
Разработка Jetrunner началась еще в 2018 году, но активная ее часть, по-видимому, шла только последние два года. После того, как Curveball взял игру разработчиков в июне, у нее наконец-то появилась профессиональная капсула. Как говорит паблишер, она обошлась в «небольшую четырехзначную сумму» и рисовал ее профессиональный иллюстратор Массимо Ди Лео (Massimo Di Leo) a.k.a. Dileomax (честно говоря, результат похож на баннер какой-то shovelware-мобилки). Но больше трафика нагнала вовсе не она, а жалобы геймдиретора и сооcнователя Оливера Магнуса (Oliver Magnus) на Reddit о том, что их дата релиз совпадает с датой релиза Silksong.
| ❞ |
– Оливер Магнус (Oliver Magnus), геймдиректор |
Позже Магнус также писал, что спровоцированное Silksong массовое бегство релизов удвоило количество вишлистов Jetrunner и позволило ей стать «Популярной новинкой» Steam на старте, пристроившись бок о бок с Silksong.
Кроме того, игру заметили журналисты и стали писать о ее бесстрашии, что также отразилось на входящем трафике. Но это не отразилось на продажах — в первую неделю игра получила около полусотни отзывов, из которых 94% положительные.
А что касается маркетинга, то разработчики организовали спидран-конкурс вместе с Speedrun.com и стримером Bricky, известными по юморному подкасту Adeptus Ridiculous. Отдельно разработчики ответили, что другие стримеры им не по карману Т_Т.
Cute, Broke, and Dungeon Bound — Юмористический JRPG-хентай за $18
Дата релиза объявлена… 2 сентября?!
И под конец давайте вдарим чем-то необычным — хентай JRPG на RPGMaker’е. Несмотря на свой низменный статус, Cute, Broke, and Dungeon Bound (ранее известная как Memerisu-chan's Naughty RPG) честно заслужила место в этой пятерке.
Как пишет разработчица, а по совместительству мангака, natu5505, подобные игры она делает в качестве хобби. Деньги на художников (а также для собственного подбадривания) она собирала с помощью пожертвований на Patreon и других площадок типа Fanbox и DLsite. На международном Patreon пик активности пришелся на 2024 год — в месяц проект тогда получал по $50, но на японских площадках поддержка была значительно выше.
По сути, с 1 марта 2024 года игра находилась в Early Access на DLsite, и за первые три дня загрузки платной версии для ПК и Android превысили 20,000; за первую неделю — 30,000; а за первые два месяца — 50,000. Это было сильно выше ожиданий авторов. Вышедшая чуть позже во время Золотой недели версия для iOS смогла продать более 3,000 копий за первый месяц. Спустя шесть месяцев после релиза общие продажи превысили 60,000 копий.
Тем же летом natu5505 отметила, что покупатели стали испытывать проблемы при оплате картами Visa и Mastercard и призвала завести JCB-пластик для эро-покупок. А еще ей удалось найти косплеера Мемерис-тян (девочки с фиолетовыми волосами, которые все <вырезано цензурой> во все места нон-стоп) для продвижения игры на местном фестивале.
Отдельно создательницу порадовало включение игры в список лучших DIY-проектов по версии Niconico Homemade Game Festival. И уж совсем она не ожидала, что ведущие будут стримить ее похабщину.
Релиз в Steam, скорее всего, был простой формальностью, обязательством перед патронами выпустить версию на английском и других языках, и это при том что у игры уже было два перевода — чат-гтпшный и фанатский. Можно предположить, что все интересовавшиеся проектом уже успели в него поиграть, поэтому неудивительно, что за первую неделю набралось только около полусотни отзывов.
Покупатели пишут, что шутки в игре весьма неплохие (гачам посвященные), а вот стилистического единства в артах не наблюдается — рисовали их минимум 30, скорее даже, 60 художников с японского сайта Skeb, фишкой которого является запрет на ревизии. Один китайский пользователь с дотошностью перечислил все открытые им откровенные картинки и закончил тем, что для отдельных извращенцев предусмотрены даже миссионерские позы. Нашлись и те, кто писал об интересных карточных механиках. В общем, самые разные игроки со всего мира смогли найти в Cute, Broke and Dungeon Bound что-то близкое себе.
Разработка сиквела уже идется, там будет широкий экран и разрешение 1280x720.
Пока мы измеряем Silksong, он измеряет других
Team Cherry не объявляла данных о продажах Silksong, поэтому все, что у нас есть это оценки аналитиков. В Alinea подсчитали, что за первые три дня было продано 4 млн копий, из которых 3 млн пришлись на Steam. Еще около 1 млн человек познакомились с игрой через Game Pass. Лидирующими рынками в Steam стали США и Китай, за ними следовали Россия, Япония и Бразилия.
Если отталкиваться от количества отзывов в Steam сейчас (250,000), то спустя месяц продажи на ПК могли составить минимум 5 млн копий, что чуть больше результата сделанного по приколу инди-хита Peak за аналогичный период. Несмотря на масштабное присутствие в медиапространстве, легендарный статус и не выдержавшие первую волну покупателей торговые площадки, возможно, Silksong оказалась вовсе не так сильна, как можно было ожидать. Тем не менее, предыдущая игра разработчиков имела очень длинный хвост, и Silksong, скорее всего, покажет схожую динамику.
Чего нельзя отрицать, так того, что игре удалось поставить под сомнение существующий тренд на повышение цен, и предложить новую меру измерения их стоимости. Например, DLC для Donkey Kong Bananza стоит один гениальный силксонг, переиздание Mario Galaxy — два гениальных силксонга, а новые покемоны с комплектом мегаэволюций на старте обойдутся в целых пять силксонгов и одно жучиное крылышко. Но крылышко можно не считать! █

| Больше невероятных спецматериалов! |









