На правах рекламы:

Mother 1 Splash

Кто ж в нее играет? Она же – памятник!

Пока свежи (месячной давности) впечатления, хочу написать о Mother, она же Earthbound Beginnings, она же «САМАЯ ЛУЧШАЯ (невышедшая) RPG на NES-с-с-с». Никаких скидок на возраст, никаких поблажек. Только субъективизм, только игрожур.

Жанр Разработчик Издатель Дата выхода
JRPG Ape Nintendo 27-е июля 1989

Станет ли JRPG лучше, если гоблинов заменить на хиппи, а крыс на… окей, крыс заменить нельзя – это основополагающий столп жанра, крысы должны быть, как и уровень в канализации. Черт, в чем же притягательность этих составляющих? Ну да ладно, давайте о хиппи. Бьешь их битой и приводишь в чувство, чтоб на людей не бросались. Что же заставило хиппи бросаться на людей? То же, что превратило автомобили в кровожадных пешехододавов, подняло мертвых из могил и устроило по всей стране какой-то хоррор наяву, – проклятые инопланетяне!

И от одного этого безумного разнообразия уже как-то веселее и свежее. Да, все это не уходит за рамки “fight” -> “elephant”, но как же это смешно (первые два раза) забить слона пластиковой битой – в какой еще игре можно отдубасить слона? В FarCry 4. Но там за это отнимают карму, а здесь за это опыт с деньгами начисляют! А кроме слонов есть и прочая милая живность, неагрессивная часть которой пасется в вольерах и у каждой животинки висит табличка. Но прочитать ее нельзя. Такое упущение! Или пустые могильные камни на кладбище – памятники потенциальным хохмам. Понятно, что место на картридже не резиновое, но из-за таких мелочей не удается полностью погрузится в атмосферу игры и это при том, что неписи языком чешут охотно и по многому, есть даже диалоговые деревья по принципу: «да-да-нет-да».

Но слишком часто нам напоминают об игровых ограничениях и правилах. И они ужасны. Здесь и любимейшие случайные встречи каждые полшага, и привычный гринд, и локальное достижение – косолапое меню. Нельзя подойти к кому-то и поговорить или подойти к коробке и ее открыть. Надо вызвать меню и выбрать глагол. Или та настойчивость, с которой нас переспрашивают о каждом малозначительном действии, но предметы выкидывают из инвентаря без промедления! Ах, да – инвентарь. В нем всего восемь слотов! Ну что за издевательство. Хорошо, что это восемь слотов на человека, а не на партию, но пока мы этого человека завербуем пройдет часов шесть! Он слабак, он очкарик, он первого уровня, но у него есть восемь дополнительных слотов за что ему можно все простить!

eb 3 eb 4

 

Mother – очень странная игра, сложно поверить, что она вышла в 89-м, в ней легче увидеть ламповую пародию на  тогдашние игры, чем представителя эпохи. Чего-нибудь подобного я ожидал от современной инди сцены, но никак не от древних восьмидесятых, когда все должно был быть в новинку и от магии с драконами не должно было так сильно тошнить. Многие правила жанра, ставшие нам привычными, повернуты с ног на голову. Не пускают без пропуска? Это же очевидно – надо найти пропуск. Вот только охранник нам все равно не поверит и его придется отколотить, чтобы пройти дальше. Игра умеет удивлять. И, казалось бы, когда ты уже знаешь игру, как облупленную, она вдруг выдаст какой-нибудь крендель.

eb 5 eb 6

И, конечно же, я не могу не отметить то, как изящно сюжетные элементы вплетены в геймплей, пусть даже вопреки удобству: тот же слабак-очкарик – естественно, он будет первого уровня и мы должны его прокачать, чтоб он стал настоящим мужчиной :-). Ну или астма, которой страдает наш герой, из-за чего схватки с взбесившимися дымящими автомобилями для него особенно опасны. Такое внимание к незначительным, вроде бы, деталям позволяет намного легче сопереживать и проникаться – это уже не одинаково запрограммированные копи-пасты, это – личности!

Но все это – радость для человека, который хочет в этом разбираться, которому интересно, как игры устроены, откуда они пришли и куда идут. Рекомендовать Mother только как игру я не могу. Все же возраст дает о себе знать и этот проклятый гринд со случайными встречами давно должны быть вне закона, только если это не Fallout. Я играл в Mother на NES Classic, развалившись в кресле и слушая радио. Если бы не радио, я не выдержал бы особо долгих и скучных переходов с кучей авто-боев, где все мое влияние было в зажатой для быстроты прокручивания текста кнопке. Если бы не save-load, то я бы просто не выдержал.

rat

Tags: Nintendo, Earthbound

Print Email