На правах рекламы:

Вид из Глаз Часть 1 «Кино»

POW!!! POV!!!

Всем привет, отличного дня. Не утихает мой зуд поговорить о Хардкоре, который фильм. Найтшулер меня что ли стрелой купидона уколол? *Проверяю тело* Ничего нет – только следы от укусов зомби. Столько разных тем можно из этого простого, на первый взгляд, фильма вытянуть, что так и тянет, так и тянет! На этот раз в рамках спецмата мы обратимся к самой очевидной вещи – самому виду от лица протагониста.

Для игроков в этом нет ничего удивительного – и, в самом деле, не от морды же головокраба за похождением Фримена наблюдать? Это уже другой какой-то жанр получается! Зритель кино, в свою очередь, почти всегда занимает позицию отстраненного наблюдателя, смотрящим на происходящее через камеру оператора. А оператор, если он не Ведьму из Блэр снимает – существо для героев фильма несуществующее. Пусть первым зрителям, казалось и иначе.

Это еще ничего, это только начало!

Как правило, первым случаем применения этого приема называют снежную битву из фильма Абеля Ганса Наполеон. Вышедшая в 1927-м году картина задумывалась, как начало сериала по мотивам жизни Бонапарта, и сочетала в себя многие оригинальные приемы и новаторские технические решения (звук был не в их числе). Но в данном материале нас волнует прежде всего вид из глаз будущего императора, который во время снежков получает отборных звездюлей. Камеру мутит во все стороны, все, что видно, так это блюр и периодически возникающее лицо Наполеона, все больше и больше покрывающееся снегом. Здесь режиссер смог предвидеть не только популярность мыла и блюра, но и портрет героя, отображающий состояние здоровья.

Здоровье процентов 60

Куда как более сдержанной и понятной можно назвать сцену в Затерянном Мире 1925-го года, в которой корреспондент Эд Мелоун изучает дневник погибшего путешественника. Зритель видит не только сами записи, но и пальцы по краям страниц. Если хорошенько покопаться, то, наверняка, можно найти и более старое применение приема.

Когда у динозавров был сломан хребет

Но почему Наполеон запомнился (критикам) больше? Потому, что камера впервые стала участником действа. Если верить интернету, то Абель Ганс наказал обмотать камеру губкой и хорошенько отмутузить оператора. В сценарии можно прочитать: «[Камера] защищается, словно она и есть Бонапарт. Она отбивается в форте. Она лезет на стену и прыгает вниз, как если бы она была человеком». Режиссер впервые предоставил возможность не только взглянуть глазами персонажа, но и передать его ощущения.

Lady and gentleman

Как жаль, что первый фильм, снятый полностью от первого лица оказался проходным нуар-детективом Леди в Озере (1947), где вид из глаз нужен был как колесо шамблеру. Быть может, если не моральный кодекс тогдашнего Голливуда, и вышло бы нечто занятное. Тем не менее, есть в фильме и интересный для нас момент – это первый в истории кадр с оружием в нижней части экрана. К сожалению, выстрелить из этого пистолета герою не удастся.

POV with gun

Леди в Озере не удалось запустить новый тренд и фильм канул в небытие, оставив след только в справочниках и энциклопедиях, но не памяти зрителей. Эта техника не была оправдана ничем, кроме как рекламной кампанией. Обычно, режиссер прибегает к POV, когда хочет показать некую необычность восприятия мира персонажем. Это может быть:

Боязнь высоты – Головокружение (1958)

Vertigo

Вшитая ОС – Робокоп (1987)

Robocop POV

Секретные очки – Чужие Среди Нас (1988)

they live – stay asleep

Нахождение под кайфом – Страх и Ненависть в Лас-Вегасе (1998)

fear and loathing blood puddle

Волшебная хромосома – DOOM (2005)

DOOM (2005) POV

Очень часто этот прием используют и когда хотят зрителя напугать, для остроты ощущений перенести его ближе к действию, дать почувствовать себя на месте жертвы. В подобном случае мы либо оказываемся в теле несчастного / несчастной и видим надвигающуюся неизбежность, либо, наоборот, смотрим на жертву глазами виновника происшествия. Последнее встречается куда как чаще, т.к. дешево и сердито.

Лизун настигает Венкмана – Охотники за Приведениями (1984)

Screaming Venkman

Достаточно халявный кадр с обычным наездом и легким зеленоватым свечением.

Чужой преследует жертву – Чужой 3 (1992)

ALIEN POV

Здесь уже фирменный свободный бег по любым плоскостям и искаженная перспектива. Одно плохо – нет у чужих глаз!

Киноэкскурсия – Русский Ковчег (2002)

Marquis in black

96 минут непрерывного путешествия от первого лица через 300 лет истории России. Снят с первого дубля, без единой склейки и прочего шулерства. И это на допотопную по современным мерка 30-килограмовую цифровую камеру, которая писала виде прямо на жесткие диски, катившиеся на тележке сзади . На дворе-то 2002-й год!

«Хардкорщикам» такие проблемы и не снились: то, что раньше представлялось столь геморным, теперь помещалось в спичечном коробке GoPro. Но это уже совсем другая история. 


Продолжить чтение

Tags: POV, Хардкор

Print Email